Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского изучают возможность применения технологий на основе высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) в электрических и гибридных силовых установках для перспективной авиационной техники.
Речь идет о разрабатываемых в институте новых концепциях летательных аппаратов короткого взлета и посадки, а также преобразуемых летательных аппаратах (взлетающих и совершающих посадку по принципу вертолета, а полет в крейсерском режиме — аналогично самолету).
Основное преимущество сверхпроводниковых электрических двигателей и генераторов — возможность увеличения удельной мощности с нынешних 5 до 8-12 кВт/кг. Данный эффект достигается за счет применения современных ВТСП лент в обмотках ротора и статора. При этом чем больше мощность двигателя, тем более ощутимый выигрыш дают ВТСП-технологии.
Ученые сравнили несколько схем силовых установок с подобными двигателями и выбрали наиболее эффективные из них. Партнером ЦАГИ по проекту стал Московский авиационный институт.
В рамках того же проекта специалисты ЦАГИ и МАИ рассмотрели концепцию малооборотного сверхпроводникового электродвигателя для безредукторного привода несущего винта вертолета или преобразуемого летательного аппарата и разработали облик такого аппарата с гибридной силовой установкой и сверхпроводниковыми электродвигателями.
Источник: ЦАГИ