Два президента – Эрдоган и Алиев – наглядно продемонстрировали всему миру, что может национальная идея, когда она овладевает массами. Эта идея привела народ Азербайджана к той победе, какой он грезил последние тридцать лет. Стало предельно ясно – у закавказских ворот России обосновался окрыленный идеей и победой весьма недружественный партнер (в самом лучшем случае –¬ ситуативный союзник), который не ограничится достигнутыми успехами. И сфера его притязаний совершенно очевидно распространяется на зону оперативных и геополитических интересов России. Это практически вся центральная Азия, все Поволжье, весь российский Кавказ.
Кремль чутко уловил сигнал. И стал думать, что можно противопоставить в зоне своих интересов и уже на своей территории идейному партнеру. В первую очередь, конечно, свою идею. Которой у россиян уже не было более полувека. Ну не считать же идеей дурацкий хрущевский лозунг «Догоним и перегоним Америку» или брежневское «Вперед, к победе коммунизма!». Тем более что вооруженный именно этим лозунгом Советский Союз рухнул.
В 90-ые годы, когда олигархи вели по всей стране «веселую грабительскую игру», а Кремль наблюдал за всем этим с телячьим добродушием, о национальной идее речь вообще не шла. Мало того, все прирученные свежеиспеченными олигархами СМИ буквально брызгали антиидеей, доказывая, что все русские – нация лузеров, а Россия вообще должна исчезнуть с лица земли. Во время первой чеченской они делали из чеченских убийц и головорезов Робин Гудов, изображая федеральные войска в самом неприглядном свете.
Потом власть поменялась. Пришли иные времена, взошли иные имена. Прессу прикрутили. А вот национальная идея так и не появилась. И все попытки обрести ее народом мягко блокировались властью. Или просто игнорировались. Ну не любила наша контрнациональная элита, впившаяся всеми частями тела в стратегические ресурсы страны, ни Россию, ни русских, чтобы дарить им какую-то идею!
Дальше так жить нельзя. А по-другому не получается…
Но после эрдогнановского дебюта в закавказском подбрюшье стало совершенно очевидно, что победному шествию идеи пантюркизма, которая покоряет целые страны и народы, надо что-то противопоставлять. «Кремлевские высоколобые» опять напрягли все извилины и снова стали искать «черную кошку в темной комнате».
Для начала они пригвоздили капитализм с его людоедской идеологией. Этот строй безраздельно господствовал на российских просторах последние тридцать лет. Озвучил этот приговор главный «космонавт» страны Дмитрий Рогозин. «Капитализм – это худшее из того, что создано людьми», – изрек он.
Объективности ради надо признать, что речь в этом случае, скорее всего, шла о российской, наиболее людоедской вариации капитализма. Того самого, который превратил десятки миллионов граждан страны в бомжей и нищих, а единицы сделал богачами. Вместо социализма с человеческим лицом россияне получили капитализм с неандертальской мордой. Это чисто наше, российское изобретение – ни в одной развитой капстране такого капитализма нет. Ни в Америке, ни во Франции. А в Норвегии и Германии капитализм по степени социальной защищенности наш «совок» переплюнет. Поэтому туда все мигранты и бегут.
Правда, вслед за отечественным звериным капитализмом Рогозин тут же отверг и патриотизм в качестве нацидеи (хотя эта мысль напрашивалась сама собой).
«Патриотизм не может быть национальной целью, потому что Родину мы любим и так, – заявил «космонавт». – А вот у государства цель должна быть, и я думаю, что этой целью должно стать построение государства социального равенства и справедливости, где нет места драматическому имущественному расслоению и бездуховности».
Так вроде все это уже было! И вы же сами от всего этого в начале 90-х отказались! «Шо, опять за рыбу гроши?», как говорят в Одессе. Но тогда придется резко пересмотреть все итоги приватизации, отобрать награбленное, а кое-кого и к стеночке прислонить… И главное – сама идея-то в чем? Грабь награбленное?
«В позднесоветские годы именно отказ даже от серьезного обсуждения вариантов реформирования или развития социализма стал едва ли не главной причиной интеллектуального, идеологического, а потом и управленческого кризиса власти и общества, прорвавшегося в совершенно неподготовленные и ставшие самоубийственными реформы периода перестройки, –
Но, заклеймив элиту безумных девяностых, Петр Эдуардович тут же грудью встает на защиту современной элиты. «Элиты бывают разные – и нынешняя элита сильно отличается не только от 90-х, но даже и от нулевых годов, – пишет он. – Нет ничего более пошлого и глупого, чем считать нынешнюю элиту продолжением той, что правила раньше, этой ядовитой смеси воров из “офшорной аристократии” и проходимцев. Путин не только заменил чужих на своих. Он изменил сам принцип ее формирования и смысл ее функционирования, привив ей патриотизм и ответственность. Да, часто казенный патриотизм и ответственность из-под палки – но даже это огромный прогресс по сравнению с предыдущим составом. В целом элита стала куда более национальной – при всех ее проблемах и недостатках…».
То есть по Акопову, основная заслуга нынешнего руководства – создание элиты с «казенным патриотизмом и ответственностью из-под палки». Как говорят в Одессе, «слов нет, одни эмоции. И то неподцезурные».
Совершенно очевидно, что ни старой компрадорской элите, ни новой с ее «ответственностью из-под палки» (новый социальный феномен) никакая национальная идея не нужна. Да и не сильно они и отличаются друг от друга, эти «элитарии». Тут Петр Эдуардович, конечно, лукавит. От осинки не родятся апельсинки. А значит, мы так и будем продолжать жить в безыдейном болоте. Как жила современная безыдейная армянская элита – гении потребления, пока вооруженные мегаидеей возврата своих земель азербайджанцы не объяснили им всю глубину их нравственной деградации и заблуждения.
В результате рядом с обществом, у которого отобрали саму возможность создать хоть какую-то идею, возникло государство, которое, вооружившись идеей пантюркизма, уже совершило чудо. Добавьте сюда идею панисламизма и ее апологетов – десятки (если не сотни) тысяч идейных бойцов из запрещенных на территории РФ ИГИЛ*, «Талибана»* и так далее. У всех у них – и у элиты, и у народных масс – есть СВОЯ идея. У нас – нет (если не брать в расчет идею «казенного патриотизма и ответственности из-под палки»).
Для того, чтобы комментировать это, как говорил в свое время Лужков, «никакого сарказма не хватает». О каком-то сохранении Русского мира, своего народа и своего государства речи уже не идет…
Нет идеи. И не будет. Будут отмазки про «казенный патриотизм» и «палочную ответственность.
А значит, мы – и страна, и народ, лишенный идеи – так и будем хиреть. Что и происходило с нами за последние четверть века.
А они – «идейные» – так и будут усиливаться.
Итог?
Нас ждут большие потрясения. Призрак Арцаха бродит по России. Не видеть этого может только слепой. Или безыдейный.
Источник: