На российском авторынке сегодня наблюдаются сразу две противоположные тенденции.
С одной стороны, продажи новых авто в стране растут, но с другой – автодилеры “утонули” в долгах. Среди игроков российского авторынка нашлись желающие прикупить проблемный Genser “по кусочкам”. Его активами заинтересовался один из ведущих автомобильных холдингов “Авилон”.
Genser – вторая крупнейшая компания, испытывающая сложности на рынке продаж авто. Ранее о проблемах с бизнесом заявил другой дилер – “Независимость”. По итогам 2017 года число автодилерских центров в стране сократилось на 2,9%, подсчитали в ассоциации “Российские автомобильные дилеры”.
В целом на рынке автопрома наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны продажи в автопроме растут, а с другой – негатив на рынок привносят автодилеры, погрязшие в долгах и приостанавливающие контракты с производителями.
При этом рост продаж наблюдается в условиях снижения доходов граждан: реально располагаемые доходы населения в 2017 году сократились на 1,7%, а продажи автомобилей выросли на 11,9%.
“Авторынок переживает очередную фазу консолидации, – так прокомментировал ситуацию “Царьград. Бизнес” ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. – При этом есть положительная динамика за счет спроса в бюджетном сегменте”. Ситуация в целом классическая для картины медленного выхода из резкого кризисного провала, добавляет аналитик.
Но из кризиса суждено” выплыть” не всем…
Причины краха Genser
“Копилка” слухов вокруг группы компаний Genser пополнилась новым предположением. Покупателем закредитованного автодилера хочет стать один из крупнейших холдингов в России – компания “Авилон”.
Ранее эксперты не исключили банкротство Genser, а сам автодилер приостановил продажу машин и готовится расторгнуть контракты с автопроизводителями.
Автодилер, работающий на российском рынке с 1991 года, начал испытывать проблемы еще в 2013 году, когда на фоне падения продаж всему автомобильному рынку пришлось несладко. В 2016 году компания заняла 8-е место по продажам автомобилей и 9-е – по выручке
Еще в начале 2017 года Genser объединял 45 автоцентов и представлял 17 марок. Сейчас компания прекратила сотрудничество с Audi, Volvo, и Datsun, и, вероятно, будет закрывать центр Infiniti. Проблемная ситуация переросла в полномасштабный кризис на фоне наращивания компанией задолженности по кредитам. Сейчас долг автодилера составляет около 12 млрд рублей, и его так и не удалось реструктуризировать из-за несогласия кредиторов.
В сентябре 2017 года основной кредитор и совладелец (4%) Genser – российский Сбербанк – заявил о реструктуризации долга компании и пролонгировании кредитных линий до2024 года. Однако против реструктуризации в последний момент выступили ВТБ и “Союз”, которые также входят в пул кредиторов. В настоящий момент банки уже сообщили о намерениях обратиться в суд с исками о банкротстве структур автодилера.
При этом аналитики указывают, что ситуация в Genser возникла в условиях совокупности нескольких негативных факторов: контракты с низкодоходными брендами и неоправданные инвестиции в строительство. Главными брендами автодилера были General Motors и Nissan. Первый ушел с рынка, а второй, по мнению аналитиков, не приносит дилерам существенной прибыли.
Таким образом, до кризиса Genser довели управленческие ошибки и жесткая политика кредиторов.
“В условиях экономической нестабильности любые управленческие, даже не ошибки, а рискованные решения, делающие ставку в пользу расширения продаж в ущерб марже, могут привести к убыткам и банкротству, – говорит А.Деев. – В кризисные периоды всегда кто-то проводит более рискованную политику, а кто-то ставит на максимизацию прибыли и/или минимальные риски, связанные с наращиванием долговой нагрузки. Последние в кризис и оказываются в лучшем положении”.
Греф хочет продолжить торговать автомобилями?
Что касается передела бизнеса Genser, то здесь основную роль сыграет выбор того же Сбербанка. Ключевой кредитор планирует сохранить бизнес автодилера через сделку с компанией “Рольф”. Банк возьмет на себя долги бедствующей компании и затем получит долю в объединенном бизнесе.
Вместе с тем, “Авилон” интересуют отдельные активы Genser, а не бизнес целиком, сообщили в пресс-службе потенциального покупателя. Но сами профучастники рынка сомневаются, что Сбербанк пойдет на подобную сделку.
Genser – не единственный пострадавший автодилер на российском рынке в 2017 году. В ноябре о прекращении продаж и закрытии дилерских центров заявила другая крупнейшая компания – “Независимость”.
Эксперты не исключают, что рынок ждут новые потрясения, когда закроются другие автодилерские холдинги.
Авторынку, как и экономике, нужна определенность
Можно ли говорить о продолжающейся стагнации на отечественном автомобильном рынке? Учитывая статистику продаж 2017 года, напротив, все хорошо! Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей 2017 году выросли на 11,9% – до 1,596 млн, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом на 18% выросли продажи автомобилей сегмента “люкс”, указывает аналитическое агентство “Автостат”. Радуют и февральские оценки: объем продаж вырос на 24,7% по сравнению с февралем прошлого года, сообщили в АЕБ.
Правда, одновременно в 2017 году снижались реальные доходы населения: по данным Росстата, россияне обеднели на 1,7%. Что касается начала 2018 года, то реальные доходы граждан за год упали на 7% из-за единовременной выплаты пенсионерам в 5 тысяч рублей в начале 2017 года. И это несмотря на рост реальных зарплат на 6,2% по оценке Росстата.
Очевидно, что рост продаж машин подстегивал рынок автокредитования, продемонстрировавший в 2017 году рост на 29,2%. Количество проданных в кредит автомобилей достигло 713,6 тыс. единиц, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).
Что будет дальше – в настоящий момент сказать сложно. ЦБ ужесточает условия потребительского кредитования, что так или иначе скажется на возможности россиян приобретать автомобили, а правительство все еще не представило стратегию развития автопрома до 2025 года.
Учитывая эти неопределенности, АЕБ впервые отказалась представить определенный прогноз по российскому авторынку на год. Аналитиков смутила неясность в вопросе повышения утилизационного сбора и отсутствие четко обозначенной позиции правительства по новым условиям работы сектора. ” Все это вызывает сложности с планированием дальнейших инвестиций”, – считают в АЕБ.
А.Деев соглашается с аналитиками. Рынок может выйти на уровень продаж в 1,7-1,8 млн автомобилей в год, указал эксперт. Но, по его словам, активный рост возможен только при росте реальных доходов населения и расширении розничного кредитования. “Для этого нужно ощущение стабильности и прогнозируемости будущего, хотя бы на 3 года вперед”, – заключил аналитик.
Источник