В конце последней недели марта стало известно о подготовке в США новых санкций против России. На этот раз — из-за приписываемого Москве отравления в Великобритании Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в 2018 году. Параллельно в Вашингтоне готовят и известные «санкции из ада». Насколько сильным может быть удар по России?
Почти год назад, в начале апреля 2018 года, США ввели против России наиболее жёсткие санкции. Под удар попали многие крупные компании, отдельные лица, включая олигархов. Целый год с санкциями боролся и РУСАЛ, принадлежавший Олегу Дерипаске. Итог борьбы оказался печальным для крупнейшей алюминиевой компании России, да и для всей этой отрасли в нашей стране. Дерипаска сдал позиции Вашингтону, который теперь назначает членов совета директоров компании.
С конца лета 2018 года и на протяжении осени США также заявляли о подготовке новых санкций против России, которые получили название «санкции из ада». Под удар впервые должны попасть российские госбанки и российский госдолг. Впрочем, затем в процесс утверждения этих санкций в Конгрессе вмешался «шатдаун» — приостановка финансирования американского правительства из-за противоречий по утверждению бюджета.
С наступлением 2019 года тема новых санкций и их состава была продолжена. Теперь Москве грозят меры из-за поддержки в Венесуэле законного президента Николаса Мадуро.
Что это будут за меры, пока неизвестно. Однако едва успела прозвучать угроза, как в США объявили о подготовке ещё одного пакета санкций — из-за отравления в британском Солсбери бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Неважно, доказана ли в этом деле вина России, главное ведь — санкции, а повод найдётся.
Новые санкции
О новых санкциях стало известно в пятницу, 29 марта. По сообщению Bloomberg, пакет антироссийских мер может быть введён из-за инцидента в британском Солсбери в 2018 году.
Вообще, такой подход напоминает желание Вашингтона бить по России при любом удобном случае, реагировать буквально на каждый чих. Однако очевидно и другое — несмотря на единство демократов и республиканцев по теме России, обсуждение санкций и их утверждение занимает время, а подчас сталкивается с неожиданными препятствиями.
Как отмечает агентство, о подготовке новых ограничений сообщили два источника в правительстве США, знакомых с внутренними обсуждениями. Предложения якобы уже обсуждались в американском Минфине и теперь ожидают одобрения в Белом доме.
Bloomberg вместе с тем признаётся, что остаётся до конца неясной причина, из-за которой Вашингтон ещё не ввёл обещанные ранее санкции против России. Источники утверждают, что имело место «небольшое давление» на Конгресс, который желал наказать Россию за приписываемое ей вмешательство в выборы 2016 года.
Президент США Дональд Трамп
Кроме этого, агентство признаёт, что новые санкции способны нанести новый удар по отношениям США и России, «несмотря на усилия президента Дональда Трампа развивать отношения с президентом России Владимиром Путиным».
Сообщается также, что 12 февраля этими санкциями главе МИД России Сергею Лаврову грозил госсекретарь США Майк Помпео. В российском дипведомстве тогда осудили это заявление.
«В связи с анонсированным Госсекретарём намерением США ввести против России дополнительные санкции под абсолютно недоказанным предлогом прошлогодней мутной истории с «отравлением» в Солсбери С.В. Скрипаля и его дочери, которых с тех пор никто не видел, С.В. Лавров подчеркнул, что этот ничем не оправданный шаг Вашингтона лишь усугубит ситуацию в двусторонних отношениях и атмосферу на мировой арене», — сказано в
Госсекретарь США Майк Помпео
1 апреля информацию о подготовке новых санкций прокомментировал также пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он отметил, в частности, что «склонность к каким-то ограничительным мерам и к рестрикциям в международных делах Вашингтона» является очевидной, но в Москве пока не знают, о чём идёт речь.
Отметим, что США также анонсировали ранее санкции против России из-за Венесуэлы. Спецпредставитель США по Венесуэле Эллиотт Абрамс заявил 31 марта в эфире CNN, что Вашингтон в ответ на действия России в Венесуэле может принять меры. При этом нельзя не вспомнить и заявление самого Трампа, который 27 марта призвал Россию «убираться из Венесуэлы» и отметил, что для этой цели «допустимы все способы».
Рубль почувствовал угрозу
На фоне новостей о подготовке нового пакета санкций против России в пятницу, 29 марта, рубль на 1,2% просел к доллару — за американца давали 65,69 рубля. В понедельник рубль стал корректироваться вверх, однако всё равно испытывает на себе давление из Турции, где накануне муниципальных выборов были введены ограничения, призванные предотвратить падение лиры. На турецкую валюту надавило и решение США о признании Голанских высот израильской территорией. Эффект на себе почувствовали и развивающиеся рынки — Бразилия, ЮАР, Россия. Однако у России в преддверии санкций есть опора. Какова же она?
Экономисты говорят о рекордном квартале по продаже рублёвых российских облигаций Минфином, предложение может быть и увеличено. Если спрос на ОФЗ России, которые нравятся многим зарубежным инвесторам, сохранится, то серьёзного падения рубля в обозримой перспективе не будет.
Второй фактор — нефть. Усилия ОПЕК+ по балансированию рынка дают свой результат, и динамика цен на Brent поддерживает рубль. Нефть этой марки с начала года подорожала на 28%. Третий фактор — позитив в китайской экономике, несмотря на продолжающуюся торговую войну с США. Китай отчитался о росте деловой активности (хотя, как ранее указывал Царьград, китайский бизнес страдает от закредитованности), выросло и число рабочих мест, доходы.
Казалось бы, Китай уже почти согласился раскрыть свою экономику для зарубежных компаний, и это плохая новость для сторонников китайского протекционизма. А кроме прочего, означает приближающуюся победу США в торговой войне. В то же время именно этот фактор толкает инвесторов на китайский рынок, повышает доверие ко всем развивающимся рынкам, включая российский. В этих условиях рубль вообще на какой-то период, например до введения санкций против России, может стать локомотивом развивающихся рынков.
Что дальше?
Таким образом, на стороне России в санкционном вопросе, как всегда, находятся растущие цены на нефть, а также развивающиеся рынки. В нынешней ситуации, когда непонятно, какими вообще могут быть новые санкции, сильных ударов по рублю не будет.
Свои «пять копеек» добавляет и Китай. По сути, в торговой войне с США Пекин принял удар на себя и абсорбировал часть рисков для развивающихся рынков, согласившись на смягчение условий для иностранных инвесторов. Для Китая на самом деле это плохо, а вот России в данной случае — помогает.
Ситуация в Турции после муниципальных выборов стабилизируется, хотя президент страны Реджеп Тайип Эрдоган и проиграл голосование в ряде ключевых городов — Стамбуле, Анкаре, Измире.
Санкции против России из-за поддержки Венесуэлы пока заявлены как гипотетические, и в реальности они не будут носить финансового характера, как «санкции из ада», которые будут бить по госдолгу и российским госбанкам. Речь идёт скорее об ограничениях на поставки компаниям, которые покупают нефть у венесуэльской госкомпании PDVSA. И прежде всего речь может идти, например, о «Роснефти».
С «санкциями из ада» тоже не всё понятно. Конгресс не смог ранее их окончательно согласовать из-за «шатдауна» в конце 2018-го и начале 2019 года. Наконец, все санкции теоретически могут быть слиты в один проект и введены одномоментно сразу за все «грехи» России. Однако США всегда предпочитали придумывать новые и новые поводы для очередных мер, нежели сводить эти поводы воедино. Тем более что такое объединение также потребовало бы отдельной проработки.
Всё это говорит о том, что рубль неплохо держится на плаву, когда уже начинает дуть ветер новых санкций. Серьёзных ударов ждать не следует до тех пор, пока не будут озвучены конкретные меры против финансового сектора или крупных компаний. И пока Вашингтон официально не объявит о введении новых санкций.
Источник: tsargrad