Произошло важнейшее для российского и мирового газового рынка событие – начались регулярные поставки ямальского СПГ в Китай. На этом крайне перспективном рынке российский газ будет конкурировать с американским. За счет чего отечественные поставщики намерены выигрывать это соревнование?
В Китай прибыла первая партия российского СПГ с завода на Ямале. Танкеры-газовозы «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль» зашли в порт Цзянсу. Там их торжественно встретили в том числе первые лица в энергетике обеих стран – министр энергетики России Александр Новак и руководитель энергетического управления КНР Нур Бекри.
Это крайне важное для России событие. Оно ознаменовало начало регулярных поставок российского СПГ в Китай, один из самых быстрорастущих потребителей газа. В планах КНР увеличить долю газа в энергобалансе к 2020 году до 10%. В связи с этим потребление должно вырасти на 76% – до 347 млрд кубометров. Из них 220 млрд должен обеспечить газ собственной добычи, а вот 127 млрд Пекин будет импортировать. Желающих продавать свой газ Китаю много, и России важно застолбить свое место, в том числе за счет поставок СПГ. Китай уже законтрактовал поставки 50 млрд кубометров СПГ в 2018 году, а в 2019 году они должны вырасти до 60 млрд. Россия станет надежным поставщиком СПГ для Китая, уверен Новак.
Российский СПГ конкурирует в основном с СПГ из США, Австралии и Катара. «По ценам российский СПГ проигрывает Катару, но выигрывает у американцев. А ввод «Силы Сибири» не только позволит насытить потребности растущего китайского рынка, но и даст возможность разработать новые месторождения и развить инфраструктуру на Дальнем Востоке для дальнейшей экспансии российского газа в страны АТР», – говорит Андриевский.
Кроме того, важно, что был успешно испытан новый маршрут доставки СПГ в Китай по Северному морскому пути. И он оказался намного выгодней и короче традиционного маршрута через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Вместо 35 дней доставка СПГ заняла всего 19. По словам Новака, Северный морской путь становится настоящим «Ледовым шелковым путем».
Конечно, у пути через Суэцкий канал есть ряд неоспоримых преимуществ. Маршрут проходит через густонаселенные территории, нет проблем с коммуникационной и портовой инфраструктурой, а также погодными условиями, говорит председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Но если бы СМП был невыгоден, то китайцы им бы не пользовались. Китайцы в этом смысле очень показательный пример – они экономят везде и на всем. Явное преимущество СМП перед Суэцким каналом – значительно меньшая длина маршрута, то есть время доставки сокращается в два раза, что экономит сотни тысяч долларов за судно», – добавляет он.
Наконец, впервые ледовая часть Севморпути – от порта Сабетта на восток в направлении Берингова пролива – была пройдена танкером ледового класса Arc7 самостоятельно без ледокольного сопровождения. Танкеры беспрепятственно проходили льды толщиной до 2,1 метра. И на преодоление ледовой части потребовалось всего девять дней – это рекордные сроки. Все это делает маршрут коммерчески еще более успешным.
Будущее российского СПГ выглядит перспективным. Россия должна войти в четверку крупнейших мировых производителей сжиженного газа – наряду с США, Австралией и Катаром.
На подходе вторая очередь завода «Ямал СПГ», который запустят с опережением срока: не в конце года, а уже в августе. Все три линии завода выйдут на полную мощность уже в начале 2019 года. Благодаря этому объемы производства СПГ в России вырастут до 28,2 млн тонн, что уже сопоставимо с текущими объемами производства в Индонезии.
А вслед за «Ямал СПГ» Китай может войти и в другой проект «Новатэка» – завод «Арктик СПГ – 2», который находится на стадии проектирования. Три линии мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год хотят запустить в 2023–2025 годах.
Все это потребует больше танкеров-газовозов. Только для проекта «Ямал СПГ» заказано 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7, пять из которых уже обслуживают «Ямал СПГ». Но это не российские, а южнокорейские суда. Заказ был давним, да и Россия никогда не производила газовозы, так как специализировалась до недавнего времени лишь на трубопроводных поставках. Поэтому перед Россией стоит задача самим научиться делать такие суда.
«Севморпути нужно достаточное количество танкеров-газовозов ледового класса, а также улучшение портовой и коммуникационной инфраструктуры, тогда российский СПГ получит еще большее преимущество», – считает Андриевский.
Россия уже привлекла судостроительные компании из Южной Кореи для модернизации судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке. Именно эта российская судоверфь должна будет выполнять заказы на суда для Арктики.
Источник
Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире