Российские власти снова открывают затертую до дыр методичку и готовятся увеличить налоговую нагрузку в разгар кризиса, чтобы утолить денежный голод бюджета, который потерял каждый третий рубль нефтегазовых доходов. На 2021 год Минфин закладывает увеличение сборов в федеральную казну на триллион рублей — вместо 17,8 трлн в этом году государство ждет 18,8 трлн.

Из этой суммы лишь меньше трети — 6 трлн рублей — обеспечит углеводородная рента, рухнувшая вместе с ценами на нефть и газ. 0% доходов бюджета должен обеспечить несырьевой сектор экономики, для которого государство запланировало новые сборы на сумму 504 млрд рублей. Металлургам и производителям удобрений в 3,5 раза повышают налог на добычу полезных ископаемых, что, по оценкам правительства, принесет 56 млрд рублей.

Попытки договориться об уступках через Российский союз промышленников и предпринимателей закончились ничем. «Федеральный бюджет потратил в этом году около 4 триллионов рублей. Взяв их не у бизнеса, а заняв их на рыночных условиях у банков. А вы тут из-за пятидесяти, из-за шестидесяти миллиардов устраиваете какую-то помойку», — пояснил позицию правительства в среду вице-премьер Андрей Белоусов. Для нефтяных компаний меняется формула налога на добавленный доход, отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти. Это, как считает кабмин, принесет 218 млрд рублей дополнительных денег в бюджет.

Для физических лиц вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Люди с доходами от 5 млн рублей в год будут платить 15% вместо 13% и пополнят бюджет на 60 млрд рублей. Одновременно вводится налог на доход с банковских вкладов, от которого государство ждет 100 млрд рублей. Впрочем, эти деньги поступят в бюджет в 2022 году. Наконец, на 20% повышается акциз на сигареты, от которого бюджет получит дополнительно 70 млрд рублей.
Бюджетная политика в России «должна отражать запросы людей», заявил в среду, выступая перед сенаторами, президент Владимир Путин. Повышение налоговой нагрузки он назвал «оправданным и назревшим шагом», который является «справедливым и нравственно обоснованным».

«В ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной», — пояснил глава правительства Михаил Мишустин.

Страны Запада снижают налоги для поддержки экономики, однако «в России снова решили идти своим, уникальным путем», констатирует аналитик QBF Олег Богданов. Два года назад власти уже повышали НДС, что принесло в бюджет 639 млрд рублей, а также провели пенсионную реформу, которая позволила заморозить расходы на выплаты пенсий (за счет сокращения численности пенсионеров). Но начав затягивать налоговые гайки, чиновники не смогли остановиться. В классической экономической теории этот механизм известен как «налоговая ловушка»: в стремлении собрать больше денег власть гасит предпринимательскую активность. В результате после кратковременного повышения сборов налогооблагаемая база сокращается. Чтобы удержать поступления в бюджет, налоги приходится повышать снова, и ситуация замыкается в порочный круг.

В эту ловушку в конце прошлого века попали страны Латинской Америки, рассказывает доцент кафедры экономтеории КемГУ Наталья Дятлова: стагнация экономики привела к тому, что в начале 2000х у Аргентины, Бразилии и Венесуэлы уровень ВВП на душу населения был таким же, как и в начале 1980-х. Сейчас российский ВВП на душу ниже, чем в Малайзии, хотя в начале 1990-х был на 40% выше, указывает завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.

Общая налоговая нагрузка в России — около 33% ВВП — уже соответствует среднему уровню по Евросоюзу, отмечает Миркин. Но страны ЕС растут медленно, а догнать их, увеличивая сборы, никак не получится. Впрочем, авторитарные режимы не заинтересованы в стабильном экономическом росте: богатеющей средний класс предъявляет претензии и становится головной болью. «Зрелому авторитаризму приходится поддерживать не рост, а стабильность и активно заниматься внутренним перераспределением», — констатирует он.


Источник: finanz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *