Практически полностью затонувший после столкновения с танкером норвежский военный фрегат привело к аварии наглое пренебрежение правилами поведения на море.

Вообще-то должно быть сказано только одно слово: бывает. Царьград потому и воздерживался от широко разошедшихся язвительных комментариев по поводу ЧП в норвежском фьорде недалеко от Бергена, что уважает военных вообще и военных моряков в частности, и отдаёт должное «неизбежным на море случайностям».

Да и зачем упражняться в сарказме нам, у которых недавно плавучий док под воду ушёл? Ей-Богу, у наших западных партнёров и так есть достаточно поводов похихикать без того, чтобы издеваться над случаями, от которых никто не застрахован…

Но фрегат ВМС Норвегии F 313 Helge Ingstad («Хельге Ингстад») всё-таки утонул, и это существенно меняет дело. Ибо одно дело – когда он, вскрытый как консервная банка в результате нелепой аварии, на воде всё же держался, приткнувшись у мели и опираясь на неё, а другое – когда от него над водой осталась лишь часть мачты. Это уже полноценное затопление, и не случайно ВМС Норвегии приостановили операции по спасению корабля.

Всё, поздно. Теперь его только поднимать. Если имеет смысл…

корабль

Словом, реальность показала ошибочность такого подхода

Сейчас, когда в ходе расследования инцидента всплывает всё больше подробностей, становится еще более ясно, что о случайности речи не идёт. Напротив, создаётся ощущение, что вахтенный начальник на фрегате сделал всё, чтобы столкновение произошло. Более того, морские эксперты, которые не раз доказывали свою компетентность, признали в разговоре с Царьградом, что уровень разгильдяйства норвежских военных превзошел всё, что могли бы позволить себе даже первокурсники военно-морского училища.

Но напомним сперва, что произошло.

Возвращавшийся с учений НАТО «Единый трезубец» (Trident Juncture) норвежский фрегат УРО Helge Ingstad типа Fridtjof Nansen столкнулся во фьорде с нефтяным танкером Sola TS, шедшим под флагом Мальты, 8 ноября в 4 часа 3 минуты утра. Фрегат входил в бухту, танкер выходил из нефтяного терминала Стуре.

В результате столкновения фрегат получил громадную дыру по правому борту, через которую стала поступать вода. Борт был изуродован до такой степени, что заплату поставить не удалось, и единственным выходом оставалось дотянуть корабль до берега. Что портовые буксиры и сделали, подтянув фрегат к отмели. Где он в итоге всё равно и затонул, несмотря на все усилия по его спасению.

фрегат

ЧП – по морским меркам – вполне эпического масштаба. Операция по подъёму корабля несравнима, конечно, с той, как если бы его пришлось вытаскивать с глубины хотя бы в километр. Но всё равно сложна и, главное, затратна. Да ещё не факт, что имеет смысл. Ибо ясно, что борт разворочен качественно. Удастся ли его заделать на месте, чтобы откачать воду – неизвестно. И окупит ли результат затраченные усилия – пока подсчитать трудно. Но в любом случае корабль поднимать всё равно нужно. Для этого его надо разгрузить, откачать топливо, вытащить боекомплект (жилая и рабочая зона вокруг). И если овчинка выделки не стоит – то после этого распилить его на иголки и заложить новый.

А тут ещё коммерсанты приплясывают, руки заламывают и покрытия убытков требуют: из-за аварии прекратили работу газоперерабатывающий терминал Kollsness и ещё парочка предприятий.

И всё из-за чего?

А из-за наглости. Простой военно-морской наглости, которая, судя по многочисленным сообщениям, буквально жаркой волной опоясала флоты стран НАТО. Как же – они же вышли на учения, которые призваны были дать укорот этим распоясавшимся русским, показать им, что они – не единственные хозяева в Арктике! И на Балтике. И на Чёрном море. Мы – НАТО, и если нам нужно, мы летаем, где хотим, и плаваем, где хотим. И где хотим – гуляем! А русские могут лишь зло пыхтеть и непрофессионально нас перехватывать. К тому же, что такое – фрегат УРО Helge Ingstad? Это пароход водоизмещением 5300 тонн, один из самых мощных и современных (2007 года) кораблей королевского флота Норвегии, и весь из себя включённый в единую систему НАТО. Вооружён, помимо артиллерийской установки и прочего стандартного набора, унифицированной корабельной установкой вертикального пуска (Vertical Launching System) Mk 41 (Mark 41) для управляемых ракет. А ракеты под управлением системы «Иджис» (Aegis) – тоже все как на подбор: «Стандарт» SM-2, SM-3 и SM-6, ASROC, ESSM, «Си Спарроу», «Томагавк». Кто себе враг? – иди, задень нас!

фрегат

 

И от такой психологии тяжело отойти сразу после того, как покинул район учений.

Тем более что учения – сами по себе предмет гордости. В общей сложности в манёврах Trident Juncture – 2018, что прошли в Норвегии с 25 октября по 7 ноября, приняли участие около 50 тысяч военнослужащих из 31 страны и 10 тысяч единиц боевой техники, не считая 250 самолетов и 65 кораблей. Это, справедливо указывает пресса, самые масштабные учения на северном фланге НАТО после окончания холодной войны.

Но всё же не надо было давать волю наглости

Как, оказывается, происходило дело, согласно сообщениям норвежских СМИ. Во-первых, фрегат заходил в акваторию при отключённом транспондере, то есть не подавал данные о себе для международной Системы автоматической идентификации судов AIS. Военный. Секретный. Свирепый.

Во-вторых, на фрегате затеяли, как оказалось, какие-то навигационные учения. Да, на входе в достаточно узкую губу, традиционно на севере разделяемую и военным, и гражданским сектором. Примерно как у нас в Мурманске. Где, правда, гражданские капитаны и пароходство вообще кряхтят из-за того, что военные имеют приоритет и часто стопят гражданский «трафик» во время прохода-проводки своих кораблей.

Таким образом, норвежский фрегат, занятой учениями, коими его натовские командиры, видно, не полностью загрузили, а потому и не утомили, идёт себе напересечку курса сразу нескольких гражданских судов.

В 03:43 от нефтяного терминала Стуре отвалил и пошёл себе на выход – и фрегату навстречу – танкер Sola TS с 650 000 баррелей сырой нефти на борту. Впереди танкера также на выход шло грузопассажирское судно Silver Firda, а справа – ещё одно грузовое судно Vestbris под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины.

Соло

То есть густо пошли. И все – на бедный фрегат! Но, в отличие от бедняги, все они передавали сигналы на идентификационную систему AIS, несли положенные навигационные огни и потому не представляли опасности ни для себя, ни для других.

Заходящий на базу Хаконсверн фрегат Helge Ingstad шёл им всем навстречу, косо перерезая курс слева направо. Шёл практически невидимый, ибо и на радарах в силу своей стелс-защиты не отражался. Но в конце концов на танкере его увидели, но на запрос берега тот им ответил, что понятия не имеет, кто это чёрным облаком гуляет по акватории. К тому же на 17 узлах скорости.

Фрегат, похоже, мог столкнуться и с Silver Firda, но судно успело оставить его за кормой. С тем большим эффектом Helge Ingstad обрезал нос нефтяному танкеру, который, при его массе, быстро затормозить не мог – вода не асфальт. И в итоге получилось классическое ДТП на перекрёстке, где один проскакивает на красный, а тот, кто едет на зелёный, не успевает затормозить и влипает авантюристу в заднюю правую дверь. В дорожной аварии машины просто разбросало бы, но на воде всё происходит медленнее, хотя и с гораздо большей инерцией. Так что на танкере успели даже поговорить с военными. Попросили их принять в сторону, но, как сообщается в прессе, вахтенный офицер фрегата… отказался это сделать. Потому что, мол, корабль может оказаться слишком близко к берегу. И вообще, всё у них под контролем.

Так и беседовали вплоть до столкновения…

фрегатФото: Якоб Остхейм / Официальный сайт МО Норвегии

Некомпетентность? Нет, наглость

В прессе сразу заговорили о некомпетентности офицеров с фрегата Helge Ingstad. Но источники Царьграда в военно-морской сфере выразили в этом сильные сомнения. В военном флоте такая организация – причём во всех странах, ибо сама служба того требует, – что некомпетентных там… много. Но не в данном смысле. То есть – не в кораблевождении. Некомпетентные остаются служить на буксирах. Могут быть дураки, могут быть самодуры, могут быть люди со странностями – среди капитанов немало людей со странностями, – но некомпетентных, если службу прошли по всем ступенькам, на уровне командиров фрегатов крайне мало.

Но вот увеличивающееся количество странных столкновений западных военных кораблей с гражданскими судами, причём в нелепых ситуациях, говорит либо о том, что данный тезис экспертов неверен, либо о том, что верен другой. А именно – что западные военные моряки за годы, когда им на самолюбие долго не наступали моряки русские, советские – конкуренты – сперва сильно расслабились. А потом, когда русский флот, русская армия, Россия сама начала обретать пусть не былые, но снова крепкие мышцы, западники растерялись.

А какая реакция обычно у слабака, боящегося показать свою слабость?

Вот-вот – и это и стало одной из подспудных причин нелепой гибели норвежского фрегата.


Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *