Гибель экспортной импери.
В чем причина такого обвального падения акций ведущих российских компаний, да и рубля в придачу? Почему санкции против Олега Дерипаски и Русала оказались столь болезненными для всего нашего фондового и валютного рынка?
Казалось бы, Дерипаска не из самых приближённых к Кремлю олигархов. Русал – крупный холдинг, но не самый большой. Санкции против российских компаний действовали и ранее, но наш рынок так болезненно на них не реагировал до этого.
Глубинная причина такой реакции в том, что мы вынуждены сегодня поставить под вопрос саму модель экономики, которую долго строили.
В основе этой экономической модели был – экспортёр! Создать экспортера – это создать компанию мечты! Если ты наладил экспортно-ориентированный бизнес, значит ты на правильном пути.
Этому были посвящены все 90-е, когда новоявленные младо-олигархи на залоговых и прочих аукционах выкупали у государства компании, ориентированные на экспорт. Собственно, только те из бизнесменов 90-х, кто сумел отхватить какого-нибудь «экспортера» и стали олигархами.
Дерипаска и Русал, в этом плане, типовой пример создания такой компании-мечты.
В 90-х у бандитов и красных директоров он отвоевывал один за другим свои алюминиевые заводы, построенные ещё в советские годы.
Потом, в нулевые пришла пора консолидации, он собирал скупленные заводы в единый холдинг. Выкупались акции у одних партнеров, привлекались другие. Цены на алюминий то падали, то росли. Нужно было налаживать кредитные линии банков, обрастать трейдерами на Западе, расширять производство. На создание громадного набора активов ушло почти десять лет.
Тем временем пришел мировой кризис 2008-го года, когда неожиданно упало потребление и стали сворачивать кредитные линии западные банки и пришлось, засучив рукава и заняться эффективностью всего хозяйства, чтобы улучшить устойчивость и меньше зависеть от цен на мировом рынке.
За десять лет после 2008-го Дерипаске удалось справиться и с этим.
Выводя на IPO (акции на биржу – Ред.) свою компанию En+ (в которою объединил все свои металлургические и энергетические активы) он обозначил окончание этого этапа. Была создана глобальная вертикально-интегрированная структура, от производства самой дешевой электроэнергии на собственных гидроэлектростанциях, которые поставляют электроэнергию на свои же алюминиевые заводы, до логистики с железнодорожными составами, которые поставляют произведённый алюминий на внешний рынок.
Был проделан длинный тернистый путь, создана компания с длинной цепочкой электростанций, заводов и фабрик с десятками тысячами работников, с очень хорошей (маржа около 30%) эффективностью для производства и продажи алюминия на экспорт.
И вот оказалось, что в этой модели есть один большой изъян – тебе могут отрезать внешние рынки. Неожиданно и одномоментно.
Это и есть тот шок, к которому оказалась не готова наша модель.
Нам думалось до этого, что выстроив модель эффективного экспортера – ты победил.
Но оказалось, что это – не так.
Это можно называть издевательством со стороны США, нарушением против правил ВТО, преступлением против всех рыночных принципов, форс-мажором, и т.д. и т.п., но факт остаётся фактом.
Русал встал перед фактом, пусть временной, но полной приостановки экспорта. Оказалось, что та экспортно-ориентированная модель бизнеса, которую десятилетиями настраивалась у нас, дала сбой! И скажем честно, никто пока (за эти несколько дней) не придумал, как теперь с этим жить.
Потому и такое недоумение у игроков и паника на рынках.
Наверное, шок пройдёт, и рынок придумает, как тактически обходить эти санкции, как торговать в обход и прочее. Рынок что-то придумает, но, тем не менее, уже приходит и понимание порочности самой «экспортной» модели, по которой мы жили.
Если бы мы были нацелены на наш собственный внутренний рынок, если бы росло потребление алюминия внутри России, то и не было бы этих проблем, никакие санкции нас бы не волновали.
Это и есть тот главный урок, который мы должны вынести из случившегося «чёрного» понедельника.
Алюминиевые комбинаты, построенные ещё в советские времена, которые вошли с основу Русала, создавались в основном для внутреннего рынка СССР, он был огромным.
Только 15-20% советского алюминия шло на внешние рынки. Экспорт был, но это был лишь добавок к внутреннему потреблению.
А сегодня цифры поменялись с точностью наоборот.
Сегодня 90% алюминия Русала идёт на экспорт и только 10% потребляется внутри.
В этом корень проблемы.
И чем быстрее мы запустим механизмы внутреннего роста, внутреннего спроса, тем быстрее мы защитим себя от подобных шоков.
Источник
Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире