Разоблачение группы компаний «Кэшбери» вылилось в оглушительный скандал. ЦБ еще предстоит точно подсчитать ущерб от ее деятельности, сейчас регулятор оценивает его в 1-3 миллиарда рублей. Пирамида вовлекла в свои ряды десятки тысяч человек, и это лишь предварительные данные. Как обстоит ситуация с финансовой грамотностью в России, и что делается в этом направлении?
Казалось бы, время Сергея Мавроди уже прошло, и жители России, наученные горьким опытом участия в финансовых пирамидах, должны более ответственно относиться к своим денежным средствам. Однако только за последние четыре года, по данным Банка России, в стране осуществляли свою деятельность около 600 организаций, в которых регулятор усмотрел признаки финансовых пирамид. Суммарный ущерб, который понесли вкладчики за это время, превысил восемь миллиардов рублей. Самый свежий пример — группа компаний «Кэшбери». ЦБ уже назвал ее одной из крупнейших финансовых пирамид последних лет.
Все проблемы от головы
Эксперты пришли к выводу, что виной всему финансовая неграмотность населения, которое зачастую неспособно здраво оценивать риски, не имеет представления о том, как работают вклады. В погоне за обещанными процентами люди теряют последние накопления, залезают в долги, создавая проблемы как себе, так и своим родным.
Также отсутствие достаточных познаний в финансовой сфере приводит к неразумным тратам и ненужным кредитам, а неумение распоряжаться собственными средствами в том числе тормозит экономику страны. В противоположность тем, кто несет свои кровные в первый попавшийся на рекламной листовке кредитный кооператив, немало жителей России, которые до сих пор хранят деньги по старинке — «в банке» или «под подушкой».
Власти долго запрягают…
Еще в 2006 году президент России Владимир Путин обозначил проблему финансовой грамотности населения. Вопросом занялись в правительстве, подключились Центробанк и Ассоциация российских банков. Впрочем, запрягали российские власти, как водится, довольно долго. Соответствующий проект по развитию финансового образования в стране был разработан Минфином лишь в 2011 году. В числе прочего он включал в себя и меры, связанные с обучением проблемной теме учащихся школ.
Эксперты уверены, что научить детей необходимым навыкам намного проще, чем людей старшего поколения. И если в большинстве случаев за бабушками и дедушками могут (и должны) присматривать родные, не давая им ввязываться в авантюры, которые предлагаются мошенниками в космических масштабах, то по достижении 18 лет молодые люди становятся самостоятельными, у них появляются собственные деньги. От того, какими знаниями они обладают к этому периоду своей жизни, во многом зависит их финансовое благополучие в будущем. Ведь одна проблема — заработать деньги, другая — как их разумно потратить или накопить нужную сумму с минимальным риском их потерять.
… и пока не очень быстро едут
В течение шести лет с момента утверждения российским правительством предложенной Минфином программы дело двигалось довольно медленно. Лишь в 2017 году была принята национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения, рассчитанная до 2023 года. Ведущие российские вузы начали повышать квалификацию школьных учителей и участвовать в разработке учебных пособий. Уже в 2019 году число обученных новым знаниям педагогов достигнет 29 тысяч, на сегодняшний день их около 19 тысяч. Екатерина Лавренова, один из кураторов проекта министерства, уверена в том, что вскоре половина российских школ сможет проводить уроки по финансовой грамотности, имея в своем «арсенале» подготовленных преподавателей.
Появится ли новый предмет в школах?
Однако о какой-то отдельной дисциплине речь все-таки не идет. Во-первых, последние годы только и говорят о том, что дети перегружены. Об этом твердят как сами родители, так и учителя, каждый из которых нередко ратует за свой предмет, считая некоторую часть других дисциплин откровенно лишними. Во-вторых, далеко не все преподаватели готовы взять на себя нагрузку в виде дополнительных часов.
Предлагается внедрять информацию порциями в рамках определенных предметов. Как правильно посчитать проценты, доход и все остальное, связанное с числами, — математика. Как не попасться на удочку мошенников — ОБЖ. Особенности расчетов в иностранных валютах — география. И так далее.
Также существует предложение привлекать к обучению детей финансовой грамотности и сторонних специалистов, профессионалов в этой области. Не исключено, что именно такой подход является самым эффективным с точки зрения качества подачи материала. Встает вопрос финансирования. Либо нужно выделять на это средства, либо мотивировать бизнес проявлять социальную ориентированность, сейчас в стране об этом много говорят.
С младых ногтей
Однако главный вопрос, по которому кардинально расходятся эксперты, — с какого возраста следует обучать детей финансовой грамотности. Одни уверены, что до 10 класса это практически бесполезно, так как до последних лет обучения в школе чувство ответственности у школьников не сформировано, и такие уроки, как показывает практика, посещаются «для галочки», а материал не усваивается.
Другие специалисты уверены, что начинать нужно чуть ли не с детского сада, проводя тематические занятия в игровой форме. Дошкольникам можно рассказать о том, что такое деньги вообще, какие они бывают. Для учащихся начальных классов — сформировать представление о том, что такое семейный бюджет, как в него попадают деньги и куда тратятся. Школьники среднего звена вполне способны усвоить знания о том, что такое вклады и кредиты, а старшеклассники — какие существуют легальные виды инвестиций, как финансовые операции регулируются законом и так далее.
Вместе с тем многие эксперты уверены, что отладка образовательной программы продлится еще около пяти лет. Все-таки еще немало разногласий на эту тему у ЦБ и Минфина, да и Минобрнауки обязательно захочет внести свои коррективы. Поэтому специалисты призывают взрослых людей максимально ответственно подходить к финансовым вопросам. Тем более что технологии позволяют самообразовываться и в данной области при помощи специализированных курсов и семинаров. Психологи повторяют: родители должны быть примером для своих детей, которые во многом осознанно или неосознанно копируют их поведение. Пока уроки финансовой грамотности не «добрались» до большей части школьников, бремя экономического воспитания остается на плечах их мам и пап.
Источник: Царьград