Буквально позавчера Microsoft выпустила программу для просмотра фото на Windows Mobile 10. За, казалось бы, рядовым событием стоит понаблюдать хотя бы ради того, чтобы удивиться: почему могущественный Редмонд разгромно проиграл битву за мобильные платформы?

Windows Mobile, несколько лет назад ещё Windows Phone — мобильная операционная система, разработанная Microsoft, которая вышла 11 октября 2010 года. 21 октября начались поставки первых устройств на базе новой платформы. Компания тогда судорожно пыталась вернуть себе долю рынка, завоёванную на самой заре коммуникаторов.

Помните такие в середине нулевых, на старте мобильного интернета? О, Windows Mobile 2003, я навсегда запомню тебя как систему, из-за которой я однажды не получил зачёт “автоматом” в университете! Зависший тогда Qtec S200 стал причиной того, что до меня так и не смогли дозвониться, что создало мне множество проблем. Я, кстати, переходил на эту систему вообще с Palm OS, которая тогда могла быть только КПК, без возможности позвонить кому-либо.

А тут, казалось бы, вместо двух устройств – одно! Но по факту мобильная ОС от Microsoft была настолько чудовищна, что я до сих пор с содроганием вспоминаю те времена. Страшно вспомнить, но только чтобы поставить русский шрифт в Palm OS,  нужно было убить вечер. Или чтобы заставить синхронизироваться контакты и задачи с заметками внутри, нужно было убить ещё часов 20. Если прибавить к этому жутко тормозящий и неудобный интерфейс, постоянно вылезающие ошибки и кучу проблем, то я вообще удивлён, что мог тогда получать почту, вносить встречи в календарь, читать книги и запускать пяток нужных приложений в смартфоне. И уже тогда компания совершила самую жуткую ошибку из всех возможных.

Microsoft решила, что пользователю побоку на красивости. Ему подавай функциональность! Зачем делать элегантное решение, бороться за оптимизацию кода и работать над юзабилити? И так купят! А не купят — добавим оперативной памяти да разрешение у экрана. И купят. Ведь самое мощное в мире же! Мощное, потому что выбирать было не из кого. Андроида ещё не было. Айфон только набирал силу. А Nokia с их Symbian была вообще главным недоразумением на рынке. Только канадская RIM с их Blackberry делала что-то самобытное, но их доля в мировом масштабе была не очень-то и велика.

Наибольший идиотизм ситуации придавало то, что программисты из Microsoft взяли и перенесли обычную Windows в мобильную среду. Со всеми “файлами подкачки”, антивирусами, библиотеками, совместимостью кода и тучей других проблем. Надо было переписывать заново, делать вообще с нуля. А ребята из Редмонда решили, что они умнее всех и сейчас всё возьмут и перенесут, порешают и наладят.

Но в 2007 году пришёл iPhone. Поначалу он вызывал у гиков откровенный смех: “Как это нет приложений”? “Почему невозможно скопировать текст”? “А где стилус”? Никогда не забуду потного от возбуждения Стива Баллмера (бывшего тогда главой Microsoft), скачущего по сцене в припадке и кричащем, что главное в компании — это разработчики. А оказалось, что теперь не разработчики главные. Главное — это мода.

Стив Баллмер

Захватить широкий рынок можно, захватив спинной мозг широких масс. Тогда они пойдут и купят не самое функциональное. Они купят наиболее удобное. Купят экосистему, купят простоту. И сами себе купят ограничение. Потому как окажется, что между философией “я могу шестью разными способами получить почту” и “как же удобно пользоваться тем, что дают” такая финансовая пропасть, что аж страшно. Но пройдёт ещё несколько лет, и Баллмер будет делать хорошую мину при чудовищных провалах.

Ну а как назвать то, что сделала компания дальше, чем-то кроме стрельбы самому себе в ногу? Параллельным курсом с каждой новой версией iPhone отсчитывать последние дни не менее, казалось бы, великой финской Nokia, которую особенно любили в России. Но любовь к юродивым у нас, можно сказать, национальная черта. Чёрточка. Symbian как мобильная платформа вообще не менялась 10 лет. Никак – ноль целых, ноль десятых.

Но если для 1997 года, когда она была создана, ещё были суровые технические ограничения на устройствах, то к 2007 году даже первый iPhone смотрелся космическим кораблём на фоне серой пятиэтажки унылого Symbian. Nokia тоже пыталась спастись, выпустила даже пару телефонов с сенсорным интерфейсом. Но ровно так же разгромно проиграла. Всего за каких-то 5 лет, начиная с 2007-го, будучи участником олигополии на пару с Microsoft, уступила рынок совсем другими игрокам. За 2010 год компания Nokia потеряла треть рынка смартфонов, а падение её доли равно 11% рынка.

В Microsoft параллельно пытались купить мобильное подразделение Nokia в течение нескольких лет. В 2011 году совет директоров Nokia отказался от сделки, так как предлагаемая сумма выглядела небольшой. 3 сентября 2013 года в Microsoft официально заявили, что планируют купить мобильное подразделение Nokia (Devices&Services), сделка состоится только в первом квартале 2014 года. Фактически, это показывает то, что в компании оставили себе время для того, чтобы подготовить рынок и избежать обвала акций. О другой стороне сделки никто не вспоминает – проблемный производитель мало интересует как рынок, так и Microsoft. Это проигравшая сторона.

Сообщалось, что рамках сделки за подразделение будет заплачено 3,79 млрд евро (5 млрд долларов по курсу), также компании выплатят 1,65 млрд евро за патенты, их в Microsoft лицензируют на 10 лет с возможностью будущего продления портфолио. В рамках сделки 32 тысячи сотрудников Nokia перейдут на работу в Microsoft в начале 2014 года. Но из двух куриц орла не получилось. Сколько компания не вливала денег в рекламу, сколько Баллмер не орал, что его телефоны – самые функциональные и настоящие, очереди за iPhone стояли как за биг маком на Пушкинской в 1989-м.

Итог всех этих управленческих провалов закономерен. Потратив огромные средства и так и не выйдя со своей новой платформой после 2015 года за рамки 1% мирового рынка смартфонов, 9 октября 2017 года исполнительный директор Microsoft Джо Бельфиор заявил о прекращении создания новых устройств и обновлений Windows 10 Mobile.

Теперь компания вынуждена свои ключевые сервисы, например, Microsoft Office, который и тащит всю компанию, пихать в чужеродные платформы. А это как со съёмной квартирой – можешь жить, сколько хочешь, пока не попросят на улицу. И обязательно где-нибудь в промозглом ноябре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *