Представители компаний Boeing и Airbus не смогли скрыть своих опасений в связи с тем, что они увидели на 12-м авиасалоне Airshow China в китайском городе Чжухай. Почему американцы и европейцы не говорят правду, а винят во всем лишь торговую войну?
Тот факт, что между США и Китаем идет торговая война, уже никого не удивляет. Вопросы вызывают ее масштабы и перспективы. Китайские и американские производители в целом поддерживают внешнеэкономический курс своих властей, однако в частности, хоть и осторожно, но все более четко говорят о вреде торговых войн для крупного международного бизнеса.
И тем более это важно, когда речь идет о мировых лидерах отрасли, заключающих с партнерами многомиллиардные контракты, что в конечном счете составляет значительный процент от всего экспорта или импорта. Инициатором торговых войн являются США, и это тоже не новость. Вашингтон с весны 2018 года ввел в отношении товаров из Китая серьезные заградительные пошлины, на которые последовал ответ из Пекина.
Президент США Дональд Трамп не перестает говорить о том, как выгодны такие меры для американцев, но в одной из крупнейших мировых авиастроительных корпораций Boeing не разделяют такого оптимизма. Более того, для американцев торговая война теперь становится и «палочкой-выручалочкой», чтобы вообще не потерять лицо в мировой авиастроительной отрасли.
Поводом к новым разговорам о торговых войнах стал 12-й международный Чжухайский авиасалон (Airshow China), который открылся 6 ноября в китайском портовом городе Чжухай в провинции Гуандун на юге страны. На авиасалон прибыли представители всех крупнейших авиационных и аэрокосмических корпораций, которым китайские производители показали много интересного.
Однако интересны были в первый день Airshow China не только перспективные разработки и готовые изделия. Интересными стали и мнения представителей американского авиастроителя Boeing и его европейского конкурента Airbus. Вместо заявлений о перспективном сотрудничестве высокопоставленные авиационные лица продемонстрировали лишь свое плохое настроение и вообще вели себя крайне беспокойно. В чем же причина?
Все точки над «i»
Как сообщает китайское информационное агентство Xinhua, на Чжухайский авиасалон свои изделия привезли около 770 производителей из 43 стран мира. Всего участникам авиационного форума с 6 по 11 ноября покажут более ста образцов летательных аппаратов, построенных лидерами отрасли из разных стран.
Прототип совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Китайская государственная корпорация авиационной промышленности (AVIC) намерена представить 145 изделий, из которых 45 будут показаны впервые. На авиасалоне нашлось место не только гражданским, но также космическим и военным технологиям. Так, собравшимся представителям отрасли покажут китайскую пилотируемую ракету нового поколения, ракету-носитель большой грузоподъемности, модуль космической станции, лунный зонд «Чанъэ-4» и спутник-ретранслятор «Цюэцяо».
Китайский оборонно-промышленный комплекс уже начал показывать новый ракетный противолодочный комплекс, зенитно-ракетный комплекс и ряд других военных новинок. Однако, как ни странно, представители западных авиагигантов расстроились не из-за военных или космических технологий. Все дело было в том, что им показали на форуме Россия и Китай вместе.
Китайская корпорация коммерческой авиации (COMAC) и российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) продемонстрировали одну из самых долгожданных новинок – прототип совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Речь идет о макете новейшего лайнера в натуральную величину.
В макете была представлена передняя часть фюзеляжа лайнера вместе с интерьерами эконом-класса и бизнес-класса. В салоне было все необходимое, включая даже развлекательную систему в креслах.
Длина макета составляет 22 метра, высота – 6,5 метра, ширина – 5,9 метра. Однако неудовольствие представителей Boeing и Airbus вызвали, конечно, не размеры будущего российско-китайского лайнера.
Конкуренция с предсказуемыми последствиями
Россия и Китай запустили проект CR929 еще в 2014 году. Сама его суть словно бы является отражением нынешних взаимоотношений двух стран: во-первых, они создали совместное предприятие, в котором доли строго распределены по 50%, а во-вторых, разработка будет происходить в России на российских инженерных компетенциях, а производство начнется в Китае, который сможет придать проекту необходимый промышленный размах.
Почему эксперты уже с полной уверенностью считают CR929 глобальным и очень успешным конкурентом Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350? Дело в том, что базовая версия CR929-600 будет обладать вместимостью в 280 пассажиров, иметь дальность полета в 12 тыс. км, а главное – станет экономичнее прямых конкурентов на 10-15%.
Последний аргумент тут наиболее серьезный, так как ни одна авиакомпания мира не откажется получить возможности хваленых Boeing и Airbus, но с пониженной стоимостью эксплуатации. Экономичность обеспечат целый ряд новых решений, однако основной вклад внесет российский двигатель ПД-35.
Москва и Пекин намерены вложить в проект 20 млрд долларов. На этапе строительства будет истрачено 13 млрд долларов, производство запчастей и маркетинг оцениваются еще в 7 млрд долларов. Более того, Россия и Китай уже в следующем году заключат первый твердый контракт на CR929, а первый полет состоится уже в 2023 году.
Салон CR929.
Самое главное для нас и печальное для конкурентов: авиакомпании уже задумываются – а стоит ли покупать сейчас «боинги» и «эйрбасы», тогда как буквально через несколько лет можно обновить свой авиапарк более экономичными и современными самолетами?
США и Франция оценили. Но так и не признались
Как напоминает Reuters, экспорт самолетов Boeing в Китай с его огромным рынком – одна из основных статей экспортных доходов для США. В американской корпорации с тревогой смотрят на планы России и Китая построить конкурента. Это грозит для США вообще почти полной потерей китайского и российского рынков, указывает британское агентство.
При этом в Boeing и Airbus заявляют, что эффект для Вашингтона и Парижа будет тем хуже, чем острее будет развиваться торговый конфликт США и Китая. Особую тревогу по этому поводу выказал исполнительный директор Airbus в КНР Джордж Сюй.
«Я китаец, и нам не нравится такая торговая война. В этом конфликте не будет победителей», – отметил он.
Господин Сюй напомнил, что Airbus все еще надеется продать Китаю 184 своих самолета, о чем была достигнута предварительная договоренность еще в ходе визита президента Франции Эммануэля Макрона в Китай в январе 2018 года. Источники Reuters между тем сообщили, что сделка зависла и, вероятно, как раз в контексте создания CR929.
Представители Boeing также смотрели на макет CR929 с тревогой. Однако президент Boeing China Джон Бранс на пресс-конференции заявил, что в компании считают полезной конкуренцию с российско-китайским лайнером.
Это очень естественно, что Китай хочет быть в этой промышленности. Это очень интересная сфера. У Китая огромный рынок, это естественное развитие событий, что он производит свой самолет,
– приводит слова Бранса «РИА Новости».
В компании не признаются, что видят проблемы конкуренции. Грядущие провалы уже спешат списывать как раз на ту самую торговую войну США и Китая, из-за которой будущие контракты уже оказываются под вопросом.
Старший вице-президент Boeing по продажам в Северо-Восточной Азии Рик Андерсон заявил, что Китай является быстрорастущим авиационным рынком и что, по его мнению, Вашингтон и Пекин это понимают, а угрозой всему – пресловутая торговая война.
Мы продолжаем сотрудничать с лидерами Соединенных Штатов и Китая и призывать к продуктивному диалогу, урегулированию торговых расхождений,
– сказал он Reuters.
Примечательно, что обе компании пока не называют даже приблизительных объемов своих потерь из-за возможных ограничений со стороны Китая. Очевидно только одно: риторика Boeing и Airbus уже изменилась. Обеим компаниям гораздо выгоднее «валить» все на торговую войну с Китаем, нежели признавать в CR929 прямого конкурента своим лучшим самолетам. На кону ведь деловая репутация в мире.
Более того, Китаю тоже нужен официальный предлог, чтобы отказаться от будущих покупок американских и французских самолетов и заменить их на CR929. Так что нет ничего удивительного в том, что в ближайшее время мы услышим о новой «обеспокоенности» Boeing и Airbus в связи с торговыми войнами, после чего Пекин запросто может объявить об очередных ограничениях, и именно в отношении этих авиаконцернов. Теперь благодаря России для этого есть все больше оснований.
Источник: Царьград