У нас принято винить во всех бедах власть. И она впрямь во многом виновата. Но не во всем. За нашу неладную жизнь, когда чиновники и депутаты пресмыкаются перед богачами и плюют на экономику и социальное обеспечение народа, свою вполне залуженную долю вины несет и наша оппозиция.

Власть разлагается и дуреет прежде всего от безнаказанности. А кто мог бы наказать ее за провал обещаний, повсеместную коррупцию и воровство? Воскресший чудом и непонятно каким образом начавший действовать Сталин? Чудесным образом переродившийся за ночь Путин, ставший однажды врагом своих друзей, которые по сути правят сегодня всей Россией?

Нет, это все пустые мечты с отчаяния, постигшего народ из-за того, что он не видит, как на деле осадить властных извергов, грозящих вовсе загнать его в гроб. А между тем единственным реальным орудием наказания и воспитания руководителей всех рангов в нашей хотя бы формально демократической системе является оппозиция. Но она упорно не желает выполнять свою главную функцию, занимаясь какой-то не идущей к делу ерундой.

А суть этой функции предельно проста: оппозиция должна иметь наготове того, кто в любой миг может сменить главу страны, коль тот дурно ей правит. (Ну и таких же потенциальных сменщиков по всей вертикали, вплоть до глав сельсоветов.) Только это дисциплинирует, воспитывает и выручает, если руководитель воспитанию не поддается. Но, повторяю, оппозиционный кандидат должен быть реальным, чтобы большинство могло назвать его фамилию без запинки: «Если не Путин, то имярек!» А не как сейчас: «Если не Путин, то кот!»

Отсутствие же такого «туза из другой колоды», способного реально победить и побить всех виноватых, и развязывает руки лишенной страха власти на всех уровнях.  (Победа двух-трех оппозиционеров на прошлых губернаторских выборах не в счет: там люди голосовали за них с отчаяния, и власть быстро загнала все в вое русло).

Нет, за свержение действующей власти оппозиция выступает постоянно. Но кто именно должен прийти взамен – это даже всерьез не обсуждается. Ну, а пустое место, такая «оппозиция без головы» ничем власти не грозит: да хоть сутки напролет пускай кричит, что Путин должен уйти! Но если вместо него «кот», то есть пустое место – ясно, что и дальше править будет тот, кто есть.

 

При попытке всё же выяснить, кого оппозиция хотела бы видеть на посту президента, обычно звучат три стандартные ответа.

1. Даже не ответ, а презрительное молчание: о чем дескать говорить с провокатором? И в сторону: «В чем вопрос? Если Путин уйдет, сменщик сам объвится: неужели в 250-миллионной России такого не найдется!» То есть реализм на уровне воскрешения Сталина.

2. Гневная тирада с оскорблениями, но опять же без упоминания имени кандидата. Ну, или целый град имен: Грудинин, Квачков, Ивашов, Платошкин, Илюхин… «Позвольте, но Илюхин давно умер…» – «Да? Ну тогда Поклонская…» – «Но она же в ЕР…» – «На вас не угодишь!» Тут хоть какой-то реализм – но все же крайне слабый…

3. «Не кандидат важен, а программа! У нас есть 20 четких пунктов, а кто и станет выполнять – не суть, хоть обезьяна!»

Но дело в том, что безымянной власти не бывает. В 1991 г. у нее было имя Ельцин. В 1996-м – Зюганов. Какое-то время мелькали имена Явлинского и даже Навального. Но сегодня такого имени нет. Из чего следует, что и демократической – как и любой другой – оппозиции у нас по сути тоже нет, так как борьба за власть предполагает хоть сколько-то состоятельных лидеров, имеющих хоть призрачный шанс на успех. Но какой оппозиционер сегодня может похвастать хотя бы малой долей вероятности потеснить при случае у главного руля страны Шойгу, Володина, Дюмина и иже с ними?

Кроме того оппозиция не выполняет и другую важную функцию – быть текущей альтернативой власти.

В Великобритании например существует так называемый “теневой кабинет министров”. Его создает оппозиционная партия – и наглядно предлагает избирателю альтернативы тем решениям, которые принимает власть. Избиратель сравнивает то и то, на основании чего и делает осознанный выбор на очередных выборах.

У нас же большинство оппозиционных программ начинается этим “Путин должен уйти!” – этим же и заканчивается. В результате на выборах в России избиратель делает выбор не между партиями, а между властью и ее сносом. Понятно, что ломать не строить – но народ, переживший Перестройку, больше не хочет прыгать в омут самых общих обещаний.

Что еще может оппозиция? Может от своего имени вести любые переговоры с кем угодно – с Украиной, с Госдепом, с Борисом Джонсоном. Толковать об условиях урегулирования украинского конфликта, о снятии санкций, об уходе из Сирии. И если выйдет конкретная договоренность на приемлемых для нас условиях – идти на выборы не с пустыми словами, а с этой альтернативной конкретикой. Но наша оппозиция и этого не делает. Она, если системная, все больше отирается в прихожей Путина в надежде получить от него какой-нибудь орденок на юбилей. А если несистемная – отирается в других прихожих, скорей на них надеясь, чем на завоевание главного кабинета.

И как можно голосовать за такую оппозицию? Поэтому ЕР и побеждает у нас на всех выборах как по маслу. При этом пенять на то, что власть кому-то чего-то не додает – смешно. В какой игре, включая политическую, вы видели, чтобы кто-то бился не за свою победу, а за успех противника?

 

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире


Источник: publizist

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *