Запад выбрал новый повод для обвинений в адрес России из-за сирийских событий. На этот раз для этого использованы события в Восточной Гуте – пригороде Дамаска, где в последнее время ведутся особенно ожесточенные боевые действия. Что происходит в этом районе и какую роль в этих событиях на самом деле играет Россия?
Кремль ответил на обвинения США в эскалации конфликта в Восточной Гуте – оазисе к востоку от Дамаска. Здесь с начала войны в Сирии и по сей день ведутся активные боевые действия, хотя еще с мая прошлого года территория получила статус зоны деэскалации.
«За ситуацию несут ответственность те, кто поддерживает террористов, которые по-прежнему там находятся. Как вы знаете, ни Россия, ни Сирия, ни Иран не относятся к категории таких государств, ибо именно они на земле ведут непримиримую борьбу с террористами в Сирии», – заявил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Ранее в четверг пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс осудила «недавние нападения России и режима Асада». Дамаску и «покровительствующей» ему Москве вменили в вину «целенаправленное уничтожение медицинских учреждений в Восточной Гуте и постоянное использование тактики осады, которая приводит к голоду сирийских мирных жителей и препятствует доступу к гуманитарной помощи».
Днем в четверг канцлер ФРГ Ангела Меркель также призвала положить конец «резне» в Сирии, имея в виду события в Восточной Гуте. Как передает DW,
Меркель заявила: «режим» ведет борьбу «не против террористов, а против собственного народа», и особо отметила, что ее призыв адресован не только режиму Асада, но и его союзникам – России и Ирану.
Нападкам Белого дома и его союзников предшествовал срыв переговоров по мирному урегулированию в Восточной Гуте. Боевики, окопавшиеся в пригородах Дамаска, отказались «сложить оружие и урегулировать свой статус», мешают населению покинуть контролируемые ими районы. Сложилась «критическая гуманитарная и социально-экономическая ситуация», отметил российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии (ЦПВС).
Истерика Запада вокруг ситуации в Восточной Гуте весьма напоминает другие информационные кампании с крайне антироссийским акцентом, посвященные событиям в Сирии – историю со взятием Алеппо и бомбежками Идлиба. Теперь уже мало кто о них помнит – и вот, похоже, появился новый повод для обвинений.
Что же происходит сейчас в Восточной Гуте на самом деле?
Вооруженный курортный пригород
Гута – общее название местностей, которые располагаются не только к востоку, но и к западу и югу от Дамаска. До войны оазис был традиционным местом отдыха жителей сирийской столицы. С началом боевых действий Гута превратилась в оплот разнообразных группировок вооруженной оппозиции, а также исламистов «Джебхат ан-Нусры» и «Джейш аль-Ислам».
«Этот анклав сопротивляется практически с первых месяцев, когда протесты в Сирии перешли в вооруженное противостояние. Они не будут складывать оружие, у них сильные отряды оппозиции, они претендуют на создание единой оппозиционной силы», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов.
Не следует забывать и о мирном населении. «Формирования оппозиции угрожают столице Сирии, снаряды прилетают рядом с посольством и так далее. Но в самой Гуте проживает от 250 до 400 тысяч человек, – подчеркивает Антон Мардасов. – Они не находятся под прицелами автоматов, многие даже выезжают на работу и приезжают обратно. Это не территория террористов».
На протяжении последних четырех лет Восточная Гута находится в полном окружении правительственной армии, но о ликвидации этого анклава речи не идет. Более того, боевики контролируют районы на ближайших подступах к сирийской столице. По оценке директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, анклав удерживают в том числе боевики бывшей «ан-Нусры», «Легион ал-Рахмана», «Джейш аль-Ислам» – «целый клубок организаций, которые периодически враждуют друг с другом, но сейчас они едины, чтобы воевать против правительственных сил, России и иранцев». Представители одной из этих группировок брали на себя ответственность за атаку на российскую военную базу в Сирии.
С другой стороны, здесь создан укрепрайон с широкой сетью оборонительных сооружений. Власти Дамаска после успехов «на дальних подступах» заинтересованы в ликвидации ближайшего источника угрозы. Начало решения проблем с Восточной Гутой было вопросом времени, полагает Багдасаров.
«Хотим ли мы этого или не хотим – там нужно будет проводить жесткую боевую операцию», – считает эксперт. По словам Мардасова, проправительственные силы уже «вели спецоперации в этой зоне деэскалации на протяжении всего ее существования под различными предлогами. Если раньше там были задействованы незначительные силы, то сейчас после сделки с Турцией по зоне деэскалации в Идлибе с юго-востока этой провинции были переброшены регулярные подразделения сирийской армии и, например, элитное формирование «Силы тигра». И теперь стычки и артиллерийские обстрелы идут активно».
Москва пыталась договориться
Итак, Дамаск заинтересован в ликвидации угрожающего ему «контингента из зоны деэскалации», оппозиция столь же очевидно этому противится.
Россия, как отмечает Антон Мардасов, в рамках достигнутых соглашений «пыталась договориться с группировками оппозиции, но Дамаск такие соглашения игнорирует». По оценке эксперта,
«Москва пыталась давить на оппозицию, требовала уступки, а асадовские войска проводили спецоперации».
Реакция Запада на попытки Дамаска взять эту территорию под контроль была вполне просчитываемой, полагают эксперты. Отсюда и блокирование обсуждения вопроса по Восточной Гуте в Совбезе ООН, указывает Багдасаров. А решимость Дамаска покончить с анклавом стала для США и их союзников поводом «повесить» ответственность за это на Россию – «покровителя» Сирии.
Источник