Западные аналитики опубликовали большой набор данных о богатстве и богачах нашей планеты. Мы проанализировали цифры, связанные с Россией. Правда беспощадна: в стране функционирует антисоциальное государство. Последние новости сегодня. Свежие новости.
Несколько дней назад были опубликованы два примечательных ежегодных документа. Это Bloomberg Billionaires Index и Global Wealth Report 2018. Первый, как нетрудно догадаться по названию, – своеобразная перепись долларовых миллиардеров от агентства Bloomberg, второй – отчет о всемирном богатстве от крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse. Аналитики обеих компаний сходятся в одном: российским миллиардерам жить стало лучше, жить стало веселее. «Блумберг» так и назвал краткий обзор своего индекса: «Какие санкции? Российские богачи оказались главными победителями года».
Действительно, 10 самых состоятельных людей России увеличили свои капиталы на 10,8% за год – первое место в мире. Их американские коллеги разбогатели всего на 7,5%, британские – на 3,4%. Олигархи девяти других стран, включенных в эту часть исследования, потеряли часть своих капиталов. Особенно трагична судьба китайских богачей: минус 27,6%! Похоже, строительство капитализма под руководством Коммунистической партии все же имеет свои особенности…
Встает вопрос, насколько можно доверять статистике Bloomberg и Credit Suisse. Особых поводов любить Россию у них нет, но приведенные цифры не выглядят каким-то очернением; они не слишком расходятся с данными Росстата и здравым смыслом.
Михельсон, Мордашов и другие
Всего Bloomberg насчитал в России 24 долларовых миллиардера, попавших в мировой топ-500: пропуском туда является капитал в размере 3,75 млрд долларов. Лидирует среди них Леонид Михельсон – за год он прибавил к своему состоянию 4,06 миллиарда долларов. Это в три раза больше, чем доходная часть бюджета его родного Дагестана, где живет почти три миллиона человек. Леонид Викторович владеет холдингом «Новатэк» и финансирует деятельность пресловутого НИУ ВШЭ – мозгового центра российского либерального лобби. Его состояние перевалило за 20 миллиардов долларов, что позволило Михельсону выйти на 37-е место в мире.
Л. Михельсон.
А 38-е занимает его старый знакомый Алексей Мордашов («Северсталь», «Силовые машины»). Его активы в 2018 году попали под американские санкции, поэтому Алексей Александрович заработал всего лишь 147 миллионов. До 20 миллиардов ему не хватает всего 200 миллионов – дело наживное.
Третье место в России и 40-е в мире – Владимир Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат). +1,39 млрд, общее состояние – 19,4 млрд.
Также в первую сотню мировых богачей входят Владимир Потанин, Вагит Алекперов, Андрей Мельниченко, Геннадий Тимченко, Алишер Усманов, Роман Абрамович, Виктор Вексельберг и Михаил Фридман. Часть из них имеет к России весьма опосредованное отношение, но деньги они зарабатывают именно здесь. Всего же в нашей стране 74 долларовых миллиардера, добавляет Credit Swisse.
Причиной быстрого роста благосостояния российских олигархов Bloomberg называет рост цен на нефть, а мы добавим сюда активную помощь со стороны государства попавшим под санкции предприятиям. Ведь двое из трех главных богачей России работают не на нефтегазовом, а на металлургическом рынке.
Между Гейтсом и Мордашовым
Подсчет капиталов – дело лукавое. Деньги деньгам, активы активам рознь. Вот, скажем, пресловутый Билл Гейтс. Второе место в мире (вслед за Джеффом Безосом, Amazon), 95,5 млрд. Основная часть активов – акции Microsoft, Гейтс контролирует порядка 7,5% компании. Может ли он «выйти в кэш», продать акции и увидеть на своем счету почти 100 миллиардов? Теоретически да, практически же покупателя с такими капиталами сейчас не видно, а выход на открытый рынок столь крупного пакета неминуемо приведет к обвалу акций Microsoft. Так что продавать придется с дисконтом. Но в целом Билл Гейтс действительно имеет на руках ликвидный актив.
А вот, скажем, Алексей Мордашов, «лучший спикер мировой сталелитейной отрасли». Считается, что ему принадлежит 77% «Северстали», капитализация которой согласно курсам Московской биржи составляет 13,5 млрд долларов. Может ли он «выйти в кэш»? Практически однозначно – нет. «Северсталь», безусловно, не чемодан без ручки, она генерирует прибыль, но в режиме санкций и особенностей российского бизнеса это весьма токсичный актив, на который очень трудно найти покупателя: список возможных кандидатур крайне ограничен, и в основном это государственные корпорации. Человек «с улицы», не близкий к Кремлю, просто не сможет вести этот бизнес. А распродажа акций на бирже приведет к уменьшению их стоимости в разы: спекулянты очень чутки к колебаниям российского рынка. Да и 77% – не 7,5%: совершенно другое воздействие на капитализацию.
А. Мордашов.
Концентрат богатства
Что до отчета Credit Swisse (здесь сам отчет, а здесь данные, на которых он основан), то в стране банков и сыра сосредоточились на концентрации мирового богатства. Они подсчитали, что 10% самых богатых россиян владеют 82% всего богатства страны, принадлежащего частным лицам. Всего год назад этот показатель составлял всего 77%, то есть концентрация капитала продолжает расти до каких-то совсем неприличных размеров.
Швейцарцы подтверждают выводы Bloomberg относительно ситуации в Китае: там, напротив, всего за год 10% самых богатых потеряли 10 процентных пунктов – сейчас в их руках 62% личного богатства страны, год назад было 72%. Так что мы по этому показателю «впереди планеты всей».
Богаты ли вы?
Хотите узнать, входите ли вы в 10% самых богатых людей мира? Все очень просто – 93 170 долларов (6,15 млн рублей) личного богатства являются пропуском в эту элитную группу. А 871 320 долларов (57,5 млн рублей) введут вас в совсем узкий клуб 1% самых богатых людей мира. Считается, что в топ-1% самых богатых людей мира 0,4% – россияне. В топ-5% – те же 0,4%. В топ-10% – 0,5%. Цифры, как видим, довольно ровные, и они существенно ниже, чем процент россиян вообще на планете (1,93%). Интересно сравнить это с китайским показателем. В топ-1% – 8,4% китайцев, в топ-5% – 10,8%, в топ-10% – 17,8%. Третья цифра уже коррелирует с долей граждан Китая на планете вообще – 18,31%. А вот Норвегия имеет точно такие же доли среди самых богатых, как и Россия, вот только народа там во много раз меньше – 0,071% населения планеты.
Кстати, что такое наше богатство? Можем ли мы им распоряжаться, как Билл Гейтс, или ограничены в возможностях, как Алексей Мордашов? Увы, скорее второе. Финансовые активы граждан России почти в три раза меньше, чем нефинансовые – в первую очередь, конечно, недвижимость, наши маленькие, но такие дорогие квартирки. В Китае нефинансовые активы превышают финансовые лишь в полтора раза. А, скажем, в Нидерландах, напротив, средний житель имеет почти 200 тыс. долларов на счету и «лишь» 90 тыс. – в нефинансовых активах.
Меньше миллиардеров, больше миллионеров!
Интересно, что количество жителей России швейцарские банкиры оценивают менее чем в 144 миллиона человек – почти на 3 миллиона меньше, чем по данным Росстата. При этом число долларовых миллионеров в России – 172 тысячи человек, на 30% больше, чем годом ранее, но до сих пор несколько меньше, чем в крохотной Норвегии. Зато, возвращаясь к данным Bloomberg, мы напрочь уничтожаем Норвегию по числу очень богатых людей: в топ-500 попало 24 россиянина и только 4 норвежца (причем самый богатый из них – в середине четвертой сотни). Это однозначно говорит о сверхконцентрации капитала в России. Впору провозглашать лозунг: «Меньше миллиардеров, больше миллионеров!»
Богатство и ВВП
В целом благосостояние граждан России за год с июля 2017-го по июнь 2018 года выросло весьма сильно – на 300 млрд долларов, до 2,2 трлн долларов. В то же время эта сумма лишь ненамного больше годового ВВП страны – в 1,4 раза. Для сравнения, в Китае и Германии на руках у населения находится почти 4 годовых ВВП страны, в Великобритании больше 5, даже в Индии – больше 2 ВВП.
Среднее и медианное
Медианное богатство (то есть сумма, больше и меньше которой имеют по 50% россиян) у нас составляет 2739 долларов, тогда как среднее арифметическое – 19 997, в 7,3 раза больше. Это очень, очень большой разрыв. В Китае среднее богатство лишь в три раза больше медианного. Что в итоге получается? ВВП на душу населения в России все еще больше, чем в Китае – в 1,19 раза. А медианное состояние гражданина там в 5,96 раза больше, чем у нас.
Уважаемый рефери, счет открывать бессмысленно. Это очевидный нокаут, господа. Если есть в мире царство победившей социальной несправедливости, то мы в нем живем.
Децильная катастрофа
Есть такое понятие – децильный коэффициент: во сколько раз определенный показатель у 10% лидеров больше, чем у 10% аутсайдеров. Чаще всего он применяется к личным доходам. Не следует путать доходы и состояние, богатство, но это, согласитесь, вещи смежные. Так вот, в царской России, средоточии неравенства и притеснения, децильный коэффициент равнялся примерно 6,5 (расчеты профессора факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Бориса Миронова). В современной демократической стране равных возможностей – 17.
Причем еще совсем недавно так не было, мы достигли подобных успехов за неполные тридцать лет. В 1989-90 годах, когда центробежные процессы в Советском Союзе стали необратимыми, мы вышли из «проклятого социализма» в буквальном смысле без штанов. Исключая, конечно, причастных к партийной и бюджетной кассе – обе они растворились в каких-то необъятных карманах. Люди были более-менее равны в своей нищете – статус в Советском Союзе состоял более в причастности к льготам и «кормушкам», чем непосредственно в личном богатстве. И когда так называемые коммунисты стали терять власть, многие из них остались практически ни с чем – пусть и в сталинских квартирах с польскими гарнитурами и чешскими люстрами.
И за очень короткий по историческим меркам отрезок мы ухитрились выстроить самую несправедливую экономическую систему во всей бурной и тревожной истории России. Раздача предприятий в частные руки и доступ к природным ресурсам, распределенный в середине 1990-х годов между «своими» людьми, предопределили вектор развития страны на десятилетия вперед. Национальные диаспоры, державшиеся в тени при СССР, стали открыто бороться за свой кусок нежирного общего пирога, отталкивая от него остальных, и в первую очередь – так называемую титульную нацию. Розничная и оптовая торговля, строительство, транспорт и, конечно, сырьевая сфера постепенно попали под контроль азербайджанских, дагестанских, татарских, еврейских, армянских группировок. Природные, промышленные и даже человеческие ресурсы страны оказались в руках узкого круга ловких проходимцев. Результаты можно видеть в списках Forbes и Bloomberg.
С учетом всего вышесказанного уже совсем не кажется несправедливым требование помощника президента Андрея Белоусова к владельцам «заводов, газет, пароходов» – делиться. Потому что ситуация зашла слишком далеко.
Источник: Взгляд