Президент России Владимир Путин заявил, что на реализацию нацпроектов до 2024 года будет выделена рекордная сумма – 28 трлн рублей. Сумеет ли правительство ответить на это достойной реализацией проектов и на что пойдут эти колоссальные средства?
На протяжении 2018 года члены правительства и другие чиновники очень много говорили о нацпроектах и необходимости их реализации. Импульсом для активизации работы по проектам национального развития стали заявления, которые сделал президент России Владимир Путин после победы на выборах.
Глава государства, в частности, призвал совершить «настоящий прорыв». По словам Путина, стране он необходим буквально во всех сферах. При этом у России есть все необходимое – научно-технический потенциал, передовые разработки в разных областях, наконец, творческая и духовная сила русского народа. Теперь мы можем с уверенностью говорить о том, что и денег для всего этого у России достаточно.
Риторика «прорыва» вообще набирает актуальность. В майских указах (от 7 мая 2018 года) Путин призвал к экономическому прорыву, в августе – к научно-техническому. После майских указов были определены паспорта нацпроектов по 13 направлениям, которые должны развиваться в приоритетном порядке до 2024 года: демография, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, здравоохранение, цифровая экономика, наука, культура, производительность труда, поддержка предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса, международная кооперация и экспорт.
В мае Минфин и Минэкономразвития опубликовали материалы по обеспечению нацпроектов, было предусмотрено выделение порядка 25,01 трлн рублей. Однако в окончательном варианте после утверждения проекта бюджета на следующую трехлетку говорится уже о сумме в 28 трлн рублей.
Новые задачи и новые возможности
Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам
24 октября поздно вечером Владимир Путин провел заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. В ходе заседания первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов озвучил окончательные параметры по выделению средств на нацпроекты.
Напомню, в течение шести лет на нацпроекты из всех источников будет направлено порядка 28 трлн рублей. Это просто астрономическая для нас сегодня цифра. Мы долго работали над тем, чтобы консолидировать эти ресурсы,
– сказал Путин по этому поводу.
Между тем в новой редакции нацпроектов на ближайшие шесть лет произошли изменения. Бюджет на 2019-2021 годы предусматривает и секвестирование ряда трат. Так, 12 нацпроектов плюс инфраструктурная программа занимают около 10% расходов, тогда как ранее планировалось выделить на эти цели 15%. Ожидается и дальнейшая корректировка нацпроектов.
В. Путин.
Путин по ряду вопросов высказался образно, имея в виду серьезность поставленных перед правительством задач:
Национальные проекты призваны объединять граждан для достижения прорыва, это необходимо на поворотном, рубежном этапе истории нашей страны. Я уже об этом говорил и хочу вас вернуть, чтобы мы не засыпали на ходу ни в коем случае: мы не можем действовать и работать, как обычно. Мы должны осознать, где мы находимся и перед решением каких задач мы стоим.
Основные направления трат
Как ожидается, наиболее крупными расходными статьями станут онкологическая программа, обеспечение школ цифровыми технологиями, ремонты дорог в регионах и поддержка «цифрового государства».
Самым крупным нацпроектом стал автодорожный, на который планируется выделить 8,42 трлн рублей до 2024 года. Демографический нацпроект потребует более 3 трлн рублей, инфраструктурный – 1,79 трлн рублей. На цифровую экономику будет выделено не менее 1,31 трлн рублей. Нацпроект по здравоохранению стоит особняком, так как является новым в планах до 2024 года. В остальном повторяются старые нацпроекты, которые уже успели себя достаточно хорошо зарекомендовать, однако в них предусмотрены новые цифры.
Инфраструктура
Вне всяких сомнений, стране в ближайшие годы необходимо налаживание инфраструктуры. Это приоритетное направление неоднократно выделял в своих выступлениях президент. Не случайно автодорожный нацпроект стал самым «тучным». В каком-то смысле это также следствие жалоб со стороны населения, которые были озвучены в ходе Прямой линии с Владимиром Путиным 7 июня 2018 года.
Инфраструктурный нацпроект в современном виде создавался при участии федеральных ведомств и регионов. При этом 155 из 700 проектов касаются авиационной отрасли, которая почти в буквальном смысле «на ладан дышит», к примеру, на Дальнем Востоке. Ожидается, что в рамках инфраструктурного нацпроекта будет проводиться реконструкция небольших региональных аэропортов. Средства на эти цели должны дойти до Челябинска, Воронежа, Якутии, Чукотки и других территорий.
Качество российских дорог уже стало притчей во языцех. Нацпроект будет направлен не только на строительство новых дорог и мостов, но и на реконструкцию выходящих из строя дорожных покрытий в главных «болевых точках».
Например, ожидается строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-147 Джубга – Сочи и далее до границы с Абхазией.
Абсолютным новшеством инфраструктурного нацпроекта до 2024 года является создание с 1 января 2019 года «Фонда развития». За шесть лет его объем должен вырасти до 3% ВВП России, а для его пополнения будут увеличены государственные заимствования. Всего в фонд должны попасть 3,5 трлн рублей.
Демография
Однако не меньшее значение для страны сейчас имеет демография. Важно следить за продолжительностью жизни, соотношением смертности и рождаемости. Демографический нацпроект обойдется почти в 3,1 трлн рублей, заявила в ходе заседания вице-премьер Татьяна Голикова.
Для достижения естественного устойчивого роста численности населения страны необходимо, как это было отмечено в вашем указе, обеспечить рост рождаемости,
– сказала вице-премьер президенту.
Для этого в нацпроекте предусмотрена поддержка материнского капитала, выплаты при рождении третьего и последующего ребенка. К 2021 году планируется обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. Должно быть создано более 255 тыс. мест в яслях.
Т. Голикова.
Эти меры, как отметила Голикова, охватят около 1,6 млн граждан. Важно вернуться к 2024 году к суммарному коэффициенту рождаемости хотя бы в 1,7 на одну женщину в репродуктивном возрасте. Этот показатель сейчас хромает в девяти регионах (он ниже 1,4): Ленинградская область, Республика Мордовия, Пензенская, Воронежская, Смоленская, Тамбовская, Белгородская и Саратовская области.
Нацпроект по демографии предусматривает также увеличение к 2024 году средней продолжительности жизни до 78 лет. Голикова отметила, что этого результата невозможно добиться без снижения смертности. К отметке в 78 лет по итогам 2017 года вплотную подошли только Москва, Дагестан и Ингушетия.
В целом для улучшения демографии необходимо дополнительно сохранить не менее 200 тыс. человеческих жизней, сократить смертность среди трудоспособного населения на 27,8%. Эта задача будет стоять перед нацпроектом по здравоохранению, на который будет выделено 2,2 трлн рублей.
Среди обязательных мер – повышение доступности медицинской помощи, а также проведение диспансеризации для порядка 100 млн человек.
В 42 регионах наблюдается тяжелая ситуация со смертностью. В пяти субъектах, где высок процент пожилых людей, требуется немедленное вмешательство, что и будет сделано на средства нацпроекта. К этим регионам относятся Еврейская автономная область, Тульская, Тверская, Новгородская и Псковская области. Как планируют решать проблему высокой смертности? Прежде всего, средства нацпроекта будут направляться на развитие системы активного долголетия, сбережения здоровья пожилых людей.
Уже есть позитивные сдвиги в демографии. Так, например, смертность среди мужского населения трудоспособного возраста за шесть месяцев 2018 года сократилась на 18,6% в сравнении с тем же периодом 2012 года. В целом население стало гораздо меньше злоупотреблять алкоголем – минус 40%.
Подводя промежуточные итоги по основным направлениям, на которые выделяются деньги в рамках нацпроектов, можно отметить их насущность и актуальность. Это касается и демографии, и продолжительности жизни, и инфраструктуры. Несмотря на почти полное завершение строительства Крымского моста, по которому уже открыто автомобильное движение, в ряде регионов есть огромные проблемы с самыми необходимыми дорогами. Нацпроект по инфраструктуре должен показать, что России по плечу не только строить мосты, которыми будут гордиться потомки, но и решить мелкие, подчас незаметные для федеральных властей региональные проблемы, которые по-настоящему важны для жителей России.
Источник: Царьград