Стоимость нефти марки Brent обвалилась до минимума с весны 2018 года, цена бочки WTI снижается 12-й день подряд, чего не было вообще никогда. Что происходит с мировым рынком и насколько сильным окажется удар?

В последние полгода мировой рынок нефти вошел в наиболее «тучную» фазу, многие аналитики предполагали, что стоимость барреля достигнет и 100 долларов. Причин тому было сразу несколько. Самой основной стало сокращение мировой добычи в рамках соглашения ОПЕК+ (страны ОПЕК и государства-экспортеры, не входящие в картель). Добыча в течение 2017 и 2018 годов сокращалась, нефти на рынке становилось меньше, а значит, цены выше.

Затем усугубился экономический кризис в Венесуэле, которая больше не смогла поставлять на рынок прежние объемы нефти. Наконец, США объявили о новых санкциях против Ирана, грозясь задушить на корню экспорт «черного золота» из Исламской республики. Иран же является крупнейшим поставщиком нефти. В совокупности все эти факторы вызвали панику, ожидалось даже нечто вроде дефицита мирового предложения и сокращения запасов.

Аналитики поэтому расценили ситуацию на рынке как базовую и вели отсчет вероятного влияния санкций от октябрьских цен, оттого и получалось, что стоимость «черного золота» будет только расти. Однако все подобные прогнозы оказались несостоятельны, потому что свой весомый вклад в объемы нефти на рынке внезапно внесли США и Саудовская Аравия, нанеся по котировкам серьезный удар.

А началось все с того, что ОПЕК+ летом 2018 года на заседании с участием министров энергетики Саудовской Аравии и России приняла решение сбалансировать спрос и предложение на рынке, плавно увеличивая добычу. При этом добыча росла, а мировой спрос сокращался. В итоге на рынке осенью начал образовываться переизбыток нефти, что стало все очевиднее вести к обвалу цен.

нефть

Лихорадка на рынке

Обвал начался 13 ноября. Стоимость барреля нефти марки Brent (в которую входит и российская Urals) ушла ниже 65 долларов, по итогам дня потеряв сразу 7,29%. Баррель WTI обвалился на 7,76% и стал стоить меньше 55 долларов, что стало годовым минимумом.

С начала октября, когда за баррель давали 86,29 доллара, Brent подешевела на 25%. Аналитики называют произошедшее «медвежьим циклом», которому свойственно падение на 20% относительно недавних пиковых значений. WTI дешевела 12 торговых сессий подряд, что стало абсолютным антирекордом за всю историю торговли нефтью этой марки.

Американская сланцевая революция

Известно, что США также являются крупнейшим экспортером нефти. При этом президент Дональд Трамп в последние месяцы очень жестко критиковал ОПЕК+ за высокие цены на нефть. Казалось бы, высокие цены должны быть выгодны США как экспортеру. Однако дело в том, что на 56-60% стоимость топлива на заправках в Соединенных Штатах состоит из цены сырой нефти, а значит, чрезмерный рост котировок мог вызвать удорожание бензина в Америке, рост любых транспортных расходов, словом, имел бы негативные последствия для США.

Трамп

Д. Трамп.

 

Трамп в своем Twitter регулярно выступал с критикой роста цен, напрямую обвиняя в этом Москву и Эр-Рияд. Что же получилось в итоге? Вашингтон постепенно добился своего. И это стало возможно благодаря сланцевой революции в американской нефтедобыче. США ведут добычу не только традиционными способами: наибольший объем нефти они получают методом сланцевой добычи при помощи варварского гидроразрыва нефтеносного пласта земли.

В конце октября Минэнерго США опубликовало отчет о том, что страна к концу III квартала стала добывать 11,24 млн баррелей в сутки. Россия добывает сейчас немногим больше 11 млн баррелей в день, Саудовская Аравия, по заявлению министра энергетики Халеда аль-Фалеха, – 10,7 млн баррелей. Таким образом, США стали новым лидером по добыче нефти. И незамедлительно начали отправлять свои партии на рынок.

Но это еще не все. К концу года, по данным того же отчета Минэнерго США, рост добычи в сравнении с показателями прошлого года составит 1,6 млн баррелей. По итогам года реальная добыча превысит прогнозы начала года аж в пять раз. И это тоже еще не все. Минэнерго США сообщает, что в 2019 году добыча выйдет на уровень в 12,31 млн баррелей в сутки, что уже серьезно больше, чем добывают Россия и Саудовская Аравия.

Как такое стало возможно? Аналитики Bloomberg указывают, что довести сланцевую добычу до нынешних объемов США помогло все то же соглашение ОПЕК+. Дело в том, что американские сланцевики получили неплохую «прибавку к пенсии» в виде высоких цен на нефть, что в итоге подняло денежные потоки сланцевых компаний, которые нарастили инвестиции в добычу.

Не будем забывать также, что Москва и Эр-Рияд изъяли с рынка в рамках соглашения ОПЕК+ 1,8 млн баррелей в сутки, то есть сланцевикам из США было куда расти и какие ниши занимать. К тому же теперь решено целиком убрать с рынка всю иранскую нефть. Совершенно очевидно, кому это выгодно.

ОПЕК

А что Саудовская Аравия?

Саудиты тоже наращивают добычу нефти. Халед аль-Фалех заявил в конце октября о рекордном уровне добычи нефти в стране. По его словам, в октябре Эр-Рияд останется на уровне в 10,7 млн баррелей в сутки, однако имеет свободные мощности, чтобы моментально нарастить производство до 12 или даже 13 млн баррелей. Другой вопрос в том, что теперь саудиты едва ли решатся начать добывать так много нефти, так как ее нужно еще и продать.

Министр энергетики также заверил, что его страна намерена действовать четко в рамках соглашений с Россией и никакого незапланированного роста добычи не будет. В это теперь уже верится с трудом, так как еще с сентября, по данным Reuters, Эр-Рияд начал тайком от России выводить на рынок «лишние» несколько сот тысяч баррелей нефти в сутки. Цели тут были двоякие: не дать США быстро захватить рынок своей сланцевой нефтью, а также заработать на пике мировых цен.

Что ж, в борьбе за рынок при высоких ценах Саудовская Аравия своими руками лишь потворствовала переизбытку нефти и обрушению цен. Reuters также полагает, что саудитами двигало желание не дать США занять своей сланцевой нефтью оставшиеся ниши на рынке в условиях, когда Иран с него исчезает, а Россия и Саудовская Аравия «тормозят», еще не разморозив добычу. Трамп ведь не подписывал никаких соглашений, его страна не входит в ОПЕК или ОПЕК+, а значит, поводов не добывать и не продавать больше – просто нет.

Что будет с рынком дальше

По данным ОПЕК, производство нефти в мире превышало потребности мировой экономики в конце III квартала 2018 года на 170 тыс. баррелей. К концу 2018 года эта цифра вырастет до 690 тыс. баррелей, а в 2019 году на рынке будет уже 1,9 млн баррелей «лишней» нефти в сутки. Только страны ОПЕК в октябре нарастили добычу на 127 тыс. баррелей (официально) – до 32,9 млн баррелей в сутки. Спрос на нефть ОПЕК в 2018 году оценивается организацией в 31,54 млн баррелей.

нефть

Дисбаланс, таким образом, станет рекордным с 2015 года, когда 1,5 млн баррелей «лишней» нефти обвалили цены до 27 долларов за баррель Brent. Это тогда и вынудило Россию и Саудовскую Аравию вмешаться и заключить соглашение о сокращении добычи с целым рядом стран-экспортеров.

Становится очевидно, что без нового вмешательства ОПЕК и ОПЕК+ ситуацию вскоре будет уже очень сложно исправить, ведь США, которые не связаны никакими нефтяными соглашениями, могут и дальше выводить на рынок свою сланцевую нефть, наращивать ее добычу.

Очевиден и другой факт. США захватывают рынок. Нет, конечно, американские сланцевики своей добычей никогда не заместят долю хотя бы стран ОПЕК, однако если будет установлена определенная планка, которой будут держаться ОПЕК и ОПЕК+, то их усилия могут быть подорваны, если изъятую нефть начнут замещать США. Вероятно также и то, что Трамп не откажется от риторики низких цен на нефть, с которыми будут бороться Россия и страны ОПЕК, а значит, о стабильности на этом рынке пока придется забыть.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *