Сегодня, 7 февраля, фильм “Завод” режиссера Юрия Быкова выходит в широкий прокат.
По сюжету ленты, владелец предприятия закрывает его из-за нерентабельности, несколько рабочих решают взять олигарха в заложники и получить за его жизнь выкуп, но простая история о разбое оказывается куда глубже. Лента постоянно держит в напряжении, хотя из спецэффектов – только дождь.
Олигарх Калугин – типичный представитель сегодняшней элиты, уродливо мутировавшая метастаза 90-х, он медленно продолжает разъедать то, что не было уничтожено сразу. Когда он понял, что за ним пришли ребята в масках и с оружием, ни один мускул не дрогнул на его бугристом лице, он здесь власть, он спокоен, насмешлив – его привозят в цех, ему связывают руки.
Калугин не кричит, не плачет – для выходца 90-х все это рутина, просто нужно узнать, чего хотят ребята. Затем все порешать – и он звонит своим “решалам”, которые уже знают и понимают, как нужно действовать – везут деньги и готовятся к обмену, не привлекая органы. Но ситуация усложнится, когда мрачные задворки разрушающегося завода осветят прожекторы оперативной группы быстрого реагирования – и вот вмешательство властей заставляет Калугина по-настоящему нервничать, хотя, казалось бы, он управляет здесь всеми: прокуратурой, друзьями в думе, самим губернатором.
Главная интрига фильма – кто вызвал полицию и для чего?
Автор социальной драмы знаком зрителям по таким фильмам как “Майор” и “Дурак”, высоко оцененным критиками и киноведами, помимо авторского кино, Быков пытался заниматься коммерческим на телевидении, но каждый раз история заканчивалась скандалом.
Пытаясь снять “Станицу” о группировке “Цапки”, терроризирующей в 90-ые целый район в Краснодарском крае, режиссер ушел прямо со съемочной площадки – не хотел делать халтуру, объяснит он позже. Актеры относились к работе халатно, а продюсеры сгладили углы в остром конфликте, превратив действительно страшную ситуацию в красивую “мафиозную” картину про любовь, где “цапки” стали героям, а не преступниками. Режиссер выплатил неустойку в 2 миллиона, но участвовать в создании сериала отказался.
Второй раз, когда Быков задумал вернуться к массовому кино, чуть не довел режиссера до творческого самоубийства – взорвавший общество сериал “Спящие” ловким движением рук постпродакшена получил посыл, который автор не вкладывал. В итоге тема “цветных революций” и борьбы с предателями вылилась в более широкую критику протестов как явления. Публично Быков покаялся и снял с себя творческую ответственность за “Спящих”, заявив, что уходит из кино вообще. После этого ему звонили и писали актеры, режиссеры и просто поклонники его ранних работ с просьбами не принимать ситуацию “близко к сердцу” и ни в коем случае не уходить из кино. И судя по сегодняшней премьере – не зря.
Эмир Кустурица высказывался про Быкова довольно лестно, он включил его картину “Майор” в свой фестиваль 2013 года и сказал, что считает российского режиссера очень талантливым: “Те предпосылки, которые сейчас имеются, позволяют поставить его в один ряд с тем же Озоном вне зависимости от того, что он очень молод и что это только начало. Как я слышал, Быков снимает новый фильм. Думаю, что его ждёт большая режиссёрская карьера”.
Фильм “Дурак” – лауреат и победитель многих престижных кинофестивалей, сегодня его изучают студенты-драматурги, кинематографисты как пример современной классики. По сюжету фильма, главный герой, сантехник, понимает, что здание общежития, где он проводил ремонт труб, не просто находится в аварийном состоянии, а вот-вот упадет. Он единственный, кто пытается спасти жильцов, но сталкивается с непониманием власти и равнодушием самого населения дома. Чиновники пытаются замести следы коррупционных сделок, которые и стали причиной грядущей трагедии – деньги на ремонт были просто разворованы – все сводится к убийствам, но даже когда у сантехника появляется шанс сбежать с семьей из города, он не может бросить пошатнувшийся дом.
Во многом главный герой “Завода” повторяет судьбу сантехника Никитина, в конце фильма его даже назовет “дурачком” главный оппонент – явная отсылка к прошлой работе. По другому фильму Быкова – “Майор” – “Нетфликс” в прошлом году снял сериал “Семь секунд”. Сюжет нашей драмы разворачивается в штате Нью-Джерси в США – как и в оригинале, майор полиции сбивает насмерть школьника, в американской версии – еще и чернокожего школьника. Сослуживцы преступника пытаются скрыть улики и заставить мать ребенка молчать, произвол власти ведет к общей трагедии всех действующих лиц.
Тема произвола власти является ключевой в творчестве Быкова, наряду с линией борьбы одного “маленького человека” с несправедливой системой. В интервью он часто рассказывает, что детство его прошло в вагончике, а самый яркий момент из памяти – это как мать будила его ночью идти в колхоз воровать капусту, потому что было нечего есть, и на поле они встречали еще сотни таких же голодных людей. Режиссер называет себя социалистом, но он не относится ни к каким политическим структурам – системным или несистемным, считает себя патриотом, критикует “гламурную прозаподно ориентированную молодежь”, свободная энциклопедия цитирует его слова:
“Я не за Собчак и не за Путина. Я за Ивана Иванова, который работает шахтером в Воркуте”.
Именно про “Ивана Иванова” в широком смысле и снят фильм “Завод”. Калугин – тот самый олигарх, который, получив построенный в советское время завод, “оптимизировал” его, “выжав” все, что можно. Такие, как он, не отставали и вот, когда страна внезапно “попала в сложную ситуацию”, они заявляют о нерентабельности предприятий и выгоняют рабочих на улицу. В финале Калугин встречается лицом к лицу со своим оппонентом, лидером бунтовщиков по кличке Седой: и это знаковое противостояние двух разных представлений о мире. Для одного из них справедливости нет в принципе, другой – сражается за правду. В начале фильма Седой идет на работу и приходит к заводу один, потому что он шел пешком. “Холодно же сейчас”, – замечает старый сторож, а рядом пес виляет хвостом.
В фильме с оружием в руках Седой защищает правду – пустой звук для феодала Калугина, который назовет его “дурачком”, пустой звук для других заводчан, которые его предадут. Он один против всех, но как итог – его дело пойдет дальше. Калугинский “решала” по кличке Туман первым понял, что это не разбой, это революция. После тяжелой ночи, перестрелок и постоянного проливного дождя он не сел в джип, он пошел от завода пешком, хоть и было холодно. Его провожал взглядом старый охранник, и та же дворняга виляла хвостом.
Источник: nakanune