Всемирное антидопинговое агентство спровоцировало конфликт интересов с международными спортивными федерациями. Так эксперты оценили смысл поправки к кодексу ВАДА, вступающей в силу с 1 апреля. Федерации обязали принимать заявки на соревнования только от тех стран, к чьим антидопинговым агентствам нет претензий у ВАДА. Можно ли обернуть эту антироссийскую поправку в пользу России?
Россия с 1 апреля 2018 года может лишиться права подавать заявки на проведение международных турниров. Такой вывод следует из разъяснения, которое дало Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) в ответ на запрос ТАСС.
Дословно это звучит так:
«Согласно изменениям статьи 20.3.11 кодекса, утвержденным советом учредителей WADA в ноябре 2017 года и которые должны вступить в силу 1 апреля 2018 года, международные федерации обязуются принимать заявки на проведение чемпионатов мира и других международных спортивных событий только от тех стран… где национальный олимпийский комитет и национальная антидопинговая организация соответствуют кодексу WADA». Ключевой момент – теперь «федерации обязуются». В прошлой редакции кодекса говорилось лишь, что федерации должны «сделать все возможное».
Наша национальная антидопинговая организация РУСАДА (Российское антидопинговое агентство) с 2015 года признается не соответствующей требованиям ВАДА. Олимпийский комитет России (ОКР) не восстановлен в статусе члена МОК из-за санкций после допингового скандала.
Это обстоятельство и дает Всемирному агентству повод применить к России «правило от 1 апреля». Если, конечно, до этого момента РУСАДА не будет восстановлено в правах. Напомним, что в ноябре 2017 года ВАДА отказалось восстанавливать членство РУСАДА в организации.
Что вступает в силу в апреле, а что – через три года
Разъяснение, поступившее из ВАДА, противоречит сообщениям, которые от имени той же структуры распространялись ранее. Говорилось, что ВАДА сможет вводить такие запреты только через три года – после 2021-го, когда вступит в силу новая редакция Всемирного антидопингового кодекса.
«Поправки, которые внесены в кодекс, действительно вступают в силу с 1 апреля 2018 года.
Про 2021 год – это кто-то не так понял или не так задал вопрос ВАДА», – разъяснил газете ВЗГЛЯД спортивный юрист, член правления общественной организации «Спорт и право» Артем Пацев.
Да, действительно планируется, что новая редакция кодекса в целом (к которой сейчас только собираются предложения) готовится к 2021 году, отметил юрист. Но, подчеркнул он, «это не имеет отношения к тем изменениям, которые были приняты в ноябре 2017 года, на совете учредителей ВАДА, уже внесены в кодекс и вступают в силу с 1 апреля».
Шумиха началась накануне днем, когда появились неофициальные сообщения, в которых фигурировала дата 1 апреля. Впрочем, сразу же была сделана оговорка о том, что такой запрет не распространяется на соревнования, контракты на проведение которых уже подписаны. Поэтому чемпионат мира по футболу и этап Кубка мира по биатлону в Тюмени в любом случае пройдут в России.
Что очевидно не вызывает сомнений, так это призыв ВАДА к спортивным федерациям отказываться от соревнований в странах-«нарушителях».
В этом сезоне отмен соревнований в России нет
В ответ на этот призыв об отказе приехать в Россию на этап соревнования в Тюмени заявили биатлонные федерации США, Канады и Чехии. Однако этот демарш не поддержала, например, даже сборная Украины, невзирая на все политические обстоятельства. А президент Международного союза биатлонистов (IBU) Андерс Бессеберг назвал правильным решение исполкома организации оставить заключительный этап КМ в Тюмени.
Президент Всероссийской федерации плавания, член бюро Международной федерации плавания (FINA) Владимир Сальников, в свою очередь, сообщил РИА «Новости»: пока что нет оснований думать, что в России могут отменить чемпионат мира по плаванию на короткой воде в 2022 году и этап Кубка мира по плаванию в Казани.
Член исполкома Российского футбольного союза (РФС), вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев в беседе с газетой ВЗГЛЯД напомнил о решении ФИФА, которая не отказалась от планов провести в этом году в России чемпионат мира по футболу. Примеру футбольной федерации последуют и другие спортивные объединения, уверен российский депутат.
Впрочем, предположил Лебедев, наверняка найдутся федерации, «которые чисто из политических соображений захотят лишний раз насолить нашей стране и поменяют место проведения, особенно если это не сильно затратное мероприятие, как, например, чемпионат мира по бобслею». Но, как отметил в комментарии RT первый вице-президент IBU Виктор Майгуров, пока ни одна международная спортивная федерация не отменила мероприятия в России в этом сезоне. Спортивные эксперты воздерживаются от предположений, кто мог бы пойти на такой шаг.
Нужно продолжать бороться за право проводить соревнования, учитывая, что в этом заинтересованы сами международные федерации, подчеркивает депутат Лебедев. Если уж мероприятие запланировано, перенести его попросту накладно из-за вопросов с размещением рекламы, продаж прав на телетрансляции и многих других, указывает собеседник.
Кроме того, не следует забывать о возможном столкновении правовых позиций федераций и Всемирного антидопингового агентства.
Конфликт компетенций
«В данном случае ВАДА выходит за пределы своей компетенции. Агентство, исходя из заявленных целей, должно вести борьбу с допингом – организовывать и координировать ее в мире. Проведение соревнований – дело не ВАДА, а спортивных федераций», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель группы спортивного права юридической компании «Юст» Александр Ксенофонтов.
Он напомнил, что агентство не отвечает за проведение антидопинговых мероприятий на международных спортивных соревнованиях – за это отвечают сами организаторы, международные федерации. Последние же организуют и проводят антидопинговый контроль. «К примеру, в антидопинговых правилах ФИФА написано: только Международная федерация футбола организует и осуществляет антидопинговые меры на своих соревнованиях», – указал Ксенофонтов.
Эксперт отмечает: после принятия апрельской поправки, в которой присутствует слово «обязуются», возникает очевидный конфликт между компетенцией ВАДА и компетенцией спортивных федераций, в которую пытается вторгнуться антдопинговое агентство.
Возможность исправить ситуацию пока есть
«Правило, согласно которому можно проводить соревнования только там, где есть национальная антидопинговая организация, отнюдь не обеспечивает борьбу с допингом, – полагает Ксенофонтов. – Даже при отсутствии такой организации можно обеспечить в той или иной стране надлежащий уровень противодействия допингу». Примером, как ни странно, может служить положение вещей, навязанное России.
Когда РУСАДА было отстранено и права его приостановлены, за допинг-контроль на территории России стало отвечать Британское антидопинговое агентство. Таким образом, выходит, что Россия соответствует требованиям ВАДА, несмотря на то, что РУСАДА отстранено.
Кроме того, напомним, что сейчас в России идет создание нового антидопингового агентства на базе МГУ. К тому же из самих требований ВАДА следует, что не все потеряно для РУСАДА и ОКР – правда, времени на «исправление» осталось мало.
Главное, как подчеркивает член исполкома РФС, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, нужно действовать активнее. «Нам нужно шевелиться, а не сидеть сложа руки и смотреть, что происходит с нашим олимпийским движением и спортом вообще. Ни чиновники спортивного министерства, ни чиновники Олимпийского комитета России ничего не делают», – заявил Лебедев.
«Теперь нам говорят, что в начале марта восстановят в МОК. Начало марта, по сути, завтра. Что изменилось с момента закрытия Олимпиады, чтобы нас восстановили в правах в МОК? Да ничего. Поэтому я не понимаю, что делает ОКР, каким образом он собирается бороться за восстановление прав», – сказал вице-спикер.
Лебедев призвал брать пример с той же Норвегии, над которой смеялись, когда та решила привезти на Олимпиаду горы лекарств от астмы. Но закончилось тем, подчеркнул Лебедев, что в итоговом медальном зачете страна заняла первое место.
«А мы в свое время даже не смогли отстоять мельдоний. Хотя ВАДА тогда предоставила на это время, чтобы доказать, что это средство не является допингом. Но мы ничего не сделали вообще, а потом только руками разводим»,
– негодует депутат. По его словам, «мы сами во многом виноваты в том, что происходит».
Еще одним средством борьбы вице-спикер считает введение административной ответственности для спортсменов, которые попались на допинге. В Германии, указал он, предусмотрена уголовная статья за подобное нарушение.
Источник