ФАС возбудил дела в отношении МТС и “Мегафона”. После предупреждения они не отменили внутрисетевой роуминг. И те отчёты, которые прислали операторы ведомству, “не прокатили”. Почему мы вообще до сих пор платим за роуминг?
Обо всём по порядку. Сначала о видах роуминга. Да, он разный бывает: внутрисетевой, международный и национальный. Внутрисетевой — это когда переход абонента происходит внутри одной сети сотовой связи, но в разных регионах. Когда вы, предположим, поехали из Тулы в Калининград. Международный роуминг — это когда вы поехали из Тулы в Калининград, но проехали и задержались в Польше и Литве, например. Тогда связь в этих странах для вас будет организовываться по правилам международного роуминга. А национальный роуминг — это когда вы поехали из Тулы в Калининград, но вашего местного маленького тульского оператора нет в Калининграде. И вы на месте пользуетесь местными отделами “Большой тройки” или местным оператором.
Что говорит в данной ситуации ФАС?
В частности установлено, что предложенная операторами «Большой тройки» стоимость входящих и исходящих междугородних звонков в поездках по России необоснованно завышена, введение ежесуточной платы при нахождении абонента за пределами «домашнего» региона также необоснованно”.
Так вот ситуация с тем, что у нас до сих пор есть разный по цене внутрисетевой роуминг, — дикость с точки зрения потребителя. И антисервисный подход. Почему вообще так случилось, что на одну и ту же услугу в Москве одна цена, а в Туле — другая? На это есть, казалось бы, несколько причин.
Во-первых, это разные — от региона к региону — себестоимости оказания услуг связи. В Москве и Туле разные зарплаты, аренды, другие расходы. Во-вторых, это понятная жадность операторов, в зависимости от уровня покупательской способности по региону. Когда средняя зарплата 60, 30 или 15 тысяч, то и купить у тебя могут по соответствующим ценам. Если выставить московские цены в регионах, то доходы упадут сильнее.
Это мы говорим о ежемесячной оплате пакетов услуг, которые расплодились у операторов сотовой связи. Платим мы, допустим, 500 рублей. Но зачем при этом запутывать абонента и брать с него дополнительную плату за совсем простые действия? Как вообще работает внутрисетевой роуминг? По факту это несколько команд в коммутатор и реестр абонентов о том, что такой-то пользователь приехал туда-то. И что там есть наша сеть, поэтому переключаем его на местное отделение. Плюс команда в биллинг, чтобы учесть, что этот гость приехал и потребил столько-то услуг связи. Плюс пара SMS потребителю о том, что он переместился. И что, за это платить ещё и нужно отдельно?
Есть несколько важных тонкостей. Это себестоимость оказания услуг. Когда москвич пользуется в Туле связью, то себестоимость одна. Когда туляк в Москве — другая. С точки зрения оператора, затраты на туляка в Москве выше, потому что себестоимость выше. А вот москвич в Туле — это выгодно, ниже ведь себестоимость. И это всё — внутрисетевой роуминг, когда у “Большой тройки” есть возможность использовать свои же каналы связи без оплаты “наружу”, другому оператору, за оказание услуг.
Но как же тогда зарабатывать на невнимательных? Банки, сотовые операторы и подобные конторы просто получают значительную долю прибыли на невнимательных. Или поверивших в рекламу и не прочитавших мелкий шрифт. Вот и снимают с нас по 15 рублей за пределами домашнего региона. Поэтому у нас запутанные тарифы, которые постоянно плодятся как грибы после дождя. Сегодня же, чтобы быть в курсе всех тарифов, надо уходить в неоплачиваемый отпуск с работы на недельку. И сравнивать, и разбираться. Ну заплатишь ты не 500 рублей, а 850. Ну что, убиваться из-за 350 рублей? А когда несколько десятков миллионов абонентов в месяц, да по 350 рублей? Это же миллиарды и миллиарды денег. Вот он, секрет работы оператора связи.
Что будет дальше с роумингом? Позиция Минкомсвязи однозначна: вопрос внутрисетевого и национального роуминга будет окончательно решён в первом полугодии. Так высказался министр связи Николай Никифоров.
Европейские чиновники свою борьбу за отмену роуминга уже выиграли в 2015 году. Никому не помешало, что Европа — это и Албания с Македонией, и Германия с Францией. Не должно мешать и нам.
Источник