Кадровые изменения и чистки чиновников призваны обеспечить межнациональную и социальную стабильность на южном форпосте России.
Республика Дагестан переживает серьезные кадровые перестановки и изменения в аппарате правительства и высшем эшелоне власти, которые в экспертных кругах уже называют началом слома этнократической клановой системы, установленной ещё при Советском Союзе.
“Варяги” дают бой местным кланам
Старт изменениям был дан ещё в конце сентября прошлого года, когда в отставку с поста главы республики подал Рамазан Абдулатипов. На его место указом президента России Владимира Путина был назначен руководитель фракции “Единой России” в Государственной думе Владимир Васильев. Впервые с 1940-х годов республику возглавил “варяг” – выходец из другого региона, не являющийся представителем местной элиты.
Изначально назначение в Дагестан Васильева некоторые эксперты рассматривали в качестве временного шага федерального центра с целью создать имитацию борьбы с коррупционной и клановой системой в регионе в преддверии президентских выборов 18 марта 2018 года. Мало кто верил в возможность начала серьезных “чисток” и кадровых перестановок.
Однако вскоре в республике последовала волна громких отставок и задержаний местных чиновников с заменой их на присланных из центра, абсолютно новых для Дагестана политиков. Это многим дало понять, что в лице Васильева в республику пришла жесткая властная вертикаль федерального центра, которая наконец-то занялась наведением порядка в этом уникальном своей полиэтничностью и культурными традициями, стратегическом для России регионе, где за последние несколько десятилетий сложилась не самая благоприятная внутриполитическая ситуация.
Республика Дагестан сумела в 1999 году отразить нашествие ваххабитов и религиозных экстремистов, пытавшихся ввергнуть регион в смуту и кровавый хаос, посеяв раздор между проживающими народами, чтобы таким образом оторвать его от России. Однако не устояла перед мощной клановой коррупционной системой, дискредитировавшей в глазах населения в первую очередь общероссийскую власть, которая отдала контроль над своим южным форпостом на откуп местным элитам, действовавшим зачастую отнюдь не в интересах большой России и народов Дагестана.
Кого и за что арестовали?
Одним из первых своей должностью поплатился прокурор Дагестана Рамазан Шахнавазов. В середине ноября 2017 года чиновник подал в отставку. На должность преемника Шахнавазова был утвержден ещё один “варяг” Денис Попов, до этого возглавлявший прокуратуру Хакасии.
19 января 2018 года после проведенных обысков в администрации Махачкалы был задержан и водворен в следственный изолятор мэр города Муса Мусаев. Ему инкриминировали превышение полномочий при операциях с земельными участками, в результате чего бюджету региона был нанесен ущерб на сумму около 80 миллионов рублей. Две недели спустя, 2 февраля, правоохранительные органы задержали главного архитектора Махачкалы Магомед-Расул Гитинова, которого также следствие обвиняет в превышении должностных полномочий.
Настоящая спецоперация по задержанию представителей высшего чиновничьего руководства Дагестана была проведена сотрудниками республиканских управлений ФСБ и МВД России утром 5 февраля. В ходе оперативных мероприятий были задержаны исполняющий обязанности премьер-министра республики Дагестан Абдусамад Гамидов – представитель так называемого “мекегинского клана” (от даргинского села Мекеги, откуда родом Гамидов) и двое и. о. вице-премьеров – Шамиль Исаев и Раюдин Юсуфов. В тот же день силовиками был задержан ранее уволенный Васильевым с должности министра образования республики Дагестан Шахабас Шахов. Все задержанные чиновники были этапированы в Москву, где им предъявили обвинения в мошенничестве в особо крупном размере и хищении бюджетных средств.
После задержания Гамидова и его заместителей Васильев подписал указ о роспуске правительства Республики Дагестан. А 7 февраля стало известно, что новым премьер-министром Дагестана назначен Артём Здунов, до недавнего времени занимавший должность министра экономики Татарстана. Его кандидатуру поддержали депутаты Народного собрания Дагестана. По мнению политического обозревателя дагестанского издания “Черновик” Магомеда Магомедова, Здунов является фигурой, близкой к силовикам, что и определило выбор Васильева.
Эксперт также отметил, что подобных решительных мер еще в 2013 году общество ждало от Рамазана Абдулатипова, но положительный результат так и не был достигнут.
По некоторой информации, процесс кадровых чисток в республике на этом не завершен, и в ближайшее время Дагестан ожидает новая волна громких отставок и задержаний лиц, причастных к коррупции – как среди правительственных чиновников, так и среди руководителей муниципальных образований. 31 января местные СМИ сообщили, что силовики наведались в администрацию Табасаранского района. Глава района Алавудин Мирзабалаев со своей стороны опроверг факт проведения обысков и заявил, что к нему не было никаких претензий со стороны правоохранителей.
Валерий Коровин: Дагестан был на грани социального взрыва с непредсказуемыми последствиями
В Дагестане происходит выстраивание новой модели государственного управления, которая приходит на смену сложившейся за многие годы клановой системе, утверждает директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.
По его словам, в республике накопилось множество системных ошибок, которые невозможно было исправить точечным образом. Ввиду этого обстоятельства, федеральный центр вынужден был предпринять жесткие меры с целью сохранения межэтнического спокойствия и социальной стабильности в регионе.
“Кланово-коррупционная модель привела общество к серьезному напряжению и росту недовольства, которое грозило обернуться взрывом. Недовольство нарастало. И если бы не были предприняты стремительные, решительные шаги по защите Дагестана от коррупционных структур, то это могло обернуться серьезным социальным взрывом, который, в условиях такого полиэтничного региона, мог обернуться конфликтами, выходящими за рамки политических протестов. Поэтому проблема назрела, и она была решена, с одной стороны – довольно радикально, с другой – крайне эффективно. И сейчас важно держаться в этом формате далее”, – заявил эксперт в беседе с “Царьградом”.
Коровин акцентировал внимание на том, что большинство населения Дагестана устало и было крайне недовольно сложившейся в республике коррупционной клановой системой. Поэтому, большинство людей поддерживают действия новой республиканской власти и федерального центра по ликвидации коррупционных структур.
“Безусловно, некоторые элитные группы, которые больше всего пострадали от этих зачисток, будут оказывать противодействие. И здесь очень важно сохранить опору главы республики на большинство населения, заручиться его поддержкой и обрести легитимацию на такие действия, запрос на которые зрел уже не один год, а, может быть, даже не одно десятилетие”, – резюмировал Коровин.
Источник