Середина марта в России вновь ознаменовалась критикой деятельности госкорпорации Роскосмос и ее энергичного руководителя Дмитрия Рогозина. Дескать, какие-то неизвестные украли с космодрома секретную российскую электронику.
По данным СМИ, речь идет об оборудовании, находившемся на площадке № 110, с которой в 1988 году стартовала ракета-носитель «Энергия» с ракетопланом «Буран». Злоумышленникам удалось вскрыть одно из располагающихся там сооружений и похитить оттуда радиодетали.
Интересно, а что еще можно было украсть со 110 площадки, кроме металлолома, который там в избытке…?
Я тоже люблю покритиковать Роскосмос, а порой и Дмитрия Рогозина, тем более, когда есть за что. Но что касается нападок СМИ относительно воровства на Байконуре, да и других вопросов, лично мое мнение, что эта критика в адрес нашей космической госкорпарации несколько не обоснована и тенденциозна. И сейчас я объясню почему.
Для начала нужно сказать, что Байконур – это не российский космодром.
Космодром Байконур – это собственность Казахстана, где Россия арендует несколько стартовых столов с сопутствующей инфраструктурой. На этом российское участие в космодроме Байконур заканчивается.
А если посмотреть с высоты птичьего полета на саму территорию космодрома Байконур, то можно заметить, что этого космодрома больше нет. От него остался «Гагаринский старт», место для запусков «Союза» и еще несколько площадок, с которых запускают РН «Протон». И всё.
Всё остальное имущество космодрома, которое десятилетиями создавалось на этой территории всеми гражданами СССР, в независимом Казахстане банально разнесли по кирпичикам. Оно и понятно, казахи народ степной, живущий на земле, зачем им космос…
Но давайте по порядку.
Что на космодроме Байконур пока еще действует и не разграблено.
Площадка № 1 или «Гагаринский старт» – пусковая площадка на космодроме «Байконур», с которой 12 апреля 1961 года впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с лётчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Площадка № 31 – пусковая площадка на космодроме «Байконур», используемая для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей, созданных на базе первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. В 2009 году, после увеличения числа запусков к Международной Космической Станции в связи с увеличением экипажа МКС, часть запусков грузовых кораблей «Прогресс» ракетой «Союз-У» также перенесена на площадку № 31. При этом, площадка № 32, где размещался обслуживающий персонал стартовой позиции и городок военных строителей полностью уничтожен. Осталась только гостиница и узел связи «Пригорок».
Площадка № 45 – пусковая площадка на космодроме «Байконур», используемая для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей серии «Зенит», в том числе в рамках международной программы «Наземный старт». С 2017 года площадка простаивает в виду отсутствия ракет-носителей серии «Зенит». Жилой городок площадки № 45 также разобран на вторичный строй материалы местными дельцами.
Площадка № 81 – пусковая площадка на космодроме «Байконур», используемая для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей серии «Протон». На площадке № 81 расположено две пусковых установки: № 23 («левая») и № 24 («правая»). В 2016 году с площадки 81 произведен последний пуск РН «Протон» и площадка находится в режиме консервации.
Площадка 109/95 – шахтная пусковая установка на космодроме Байконур. Построена для ракет Р-36, позже переделанная под запуски ракет-носителей Днепр. С 1974 по 1983 год с площадки 109 были запущены девятнадцать МБР Р-36 для испытаний. Впоследствии площадка была адаптирована под программу Днепр, в которой используются модифицированные ракеты Р-36 для вывода спутников на орбиту. «Днепр» совершил первый полет со 109 площадки 21 апреля 1999 года. На сегодняшний день площадка 109 космодрома Байконур законсервирована и не используется в виду отсутствия ракет под программу «Днепр».
Площадка № 175 – пусковая площадка на космодроме «Байконур», используемая для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей, созданных на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 (УР-100Н). Впервые площадка № 175 была использована 26 декабря 1994 года для запуска космического аппарата радиолюбительской связи «Радио-РОСТО» ракетой-носителем Рокот. В настоящее время используется для запусков ракеты-носителя Стрела. Последний пуск РН «Стрела» с площадки космодрома Байконур был осуществлен 19 декабря 2014 года.
Площадка № 200 (Стартовый комплекс «Протон») – пусковая площадка на космодроме «Байконур» используемая для запусков полезной нагрузки с помощью ракет-носителей серии «Протон». На «двухсотой» площадке расположено две пусковых установки: № 39 («левая») и № 40 («правая»). ПУ № 39 в настоящее время используется для запусков ракет-носителей «Протон-М», в том числе коммерческих пусков, проводимых совместным американо-российским предприятием ILS. ПУ № 40 сейчас не используется, так как планировалось переделать эту ПУ в стартовый комплекс для ракет типа «Ангара», и хотя проект «старта» «Ангары» был перебазирован на площадку № 250, пуски с «правой» ПУ возобновлены не были, так как технологическое оборудование этого стартового комплекса было демонтировано.
А теперь о том, чего на космодроме Байконур уже нет, разграблено или вряд ли когда появится…
Площадка № 250 – универсальный комплекс старт-стенд (УКСС) 17П31 для РН «Энергия». Единственный пуск РН «Энергия» с модулем «Полюс» был осуществлён 15 мая 1987 года. В декабре 2008 года было принято окончательное решение об использовании УКСС в качестве старта семейства РН «Ангара» в рамках российско-казахского проекта «Байтерек». В 2009 году начались рекогносцировочные работы, на основании которых специальным решением Роскосмоса был произведен раздел УКСС между КБОМ (которое использует часть сооружений в качестве топливохралища) и «Байтереком». Ранее УКСС включал в себя 203 строительных здания и сооружения, 213 технических систем и 57 технологических систем и агрегатов. Стоимость разработки и создания стенда-старта на конец 1987 года составляла 592 миллиона рублей. Это было уникальное сооружение, не имеющее аналогов в ранее созданной отечественной экспериментальной и стендовой базе для испытаний ракетной техники. На сегодняшний день большинство зданий и сооружений УКСС демонтировано и разобрано на вторичные строительные материалы.
Площадка № 110 – Стартовый комплекс (СК) 11П825 (ПУ № № 1 и 2). Первый пуск 21 февраля 1969 года РН – «Н1», последний 15 ноября 1988 года запуск РН «Энергия» с космическим кораблем «Буран». После распада Советского Союза программы «Энергия» и «Буран» были отменены, а комплекс был передан в собственность Казахстана и заброшен. Сегодня обе стартовые зоны площадки № 110 всё ещё стоят, но пришли в негодность. Площадка № 110 рассматривалась как место для пускового комплекса «Байтерек», который должен быть построен на Байконуре для запусков с Ангары, однако вместо нее был выбран другой стартовый комплекс «Энергия» – Площадка № 250. Жилой городок обслуживающего персонала площадки № 110 также полностью демонтирован и разобран на вторичные строительные материалы.
Площадка № 118 – казармы строителей космодрома Байконур, госпиталь, завод по производству железобетонных плит, котельная и обслуживающие автопарки полностью демонтированы и разобраны на вторичные строительные материалы.
Площадка № 113 – строилась, как для специалистов и обслуживающего персонала, работающих по программе «Энергия-Буран». Специалисты ракетно-космической отрасли, проживающие на данной площадке должны, были запускать корабли, которые должны были бороздить космическое пространство. Ныне территорию площадки № 113 бороздят «корабли пустыни». Большей частью жилая зона площадки заброшена. В рабочем состоянии осталась одна гостиница и опорный пункт местной милиции.
Площадка № 112 – сборки и испытания УРКТС «Энергия – Буран», где располагался монтажное испытательный корпус ракетоносителей Н-1 и «Энергия». Само Здание было построено в 1966–1967 годах для сборки советской ракеты для полёта на Луну Н-1. Затем, в середине 1970-х, оно было переоборудовано под программу «Энергия-Буран». Высота – 80 метров, площадь – 254×112 метров. После закрытия программы многоразовых полётов 112-й корпус подвергся варварскому разграблению: местные жители утащили из него всё, что можно было оторвать от земли. 12 мая 2002 года рухнувшая крыша завалила единственный поднимавшийся в космос советский корабль многоразового использования «Буран», его ракету-носитель «Энергия». Уцелевшая часть МИК используется. В 1-м пролете проводится сборка и испытания РН «Союз У» и «Союз-ФГ», стыковка с кораблями и перегрузка на установщика.
Площадка № 112а – заправки систем жизнеобеспечения космического корабля «Буран». Именно тут находится второй летный образец КК «Буран», изделие 1.02 «Буря». В 90-хх годах площадка 112а также подверглась разграблению и на сегодняшний день, сооружение монтажно-заправочного комплекса, это, пожалуй, единственное уцелевшее здание на космодроме Байконур, которое по своим размерам могло обеспечить хоть какую-то сохранность оставшихся изделий по программе «Энергия» – «Буран».
Кроме того, полностью демонтированы на космодроме Байконур 253 площадка, 254 площадка огневых испытаний космического корабля «Буран», а также другие более мелкие здания и сооружения.
Если Россия уйдет с Байконура. А рано или поздно это произойдет. От космодрома Байконур в независимом Казахстане останутся рожки, да ножки, и никакие американцы свободолюбивым казахам не помогут и на место ненавидимых русских запускать американские ракеты не придут. Как бы на то некоторые политики в Казахстане не надеялись…
Источник: