Ситуация в Сирии переходит от антитеррористической операции к практически прямой конфронтации России и США.
Об этом свидетельствовал удар американской авиации по плацдарму сил сторонников Башара Асада на восточном берегу Евфрата. В настоящее время ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ, – прим.) практически разгромлена, Сирия фактически поделена на зоны влияния, причём по приглашению законного правительства на территории страны находятся только российские и иранские войска, но кроме них – также турецкие и американские интервенты, а израильская авиация продолжает бомбить военные объекты Асада.
Член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук Константин Сивков считает, что в Сирии состоялось военное поражение США, результативность удара возглавляемой ими коалиции в долине реки Евфрат оказалась невысокой, а на прямое столкновение с Россией они не идут.
Американские базы до сих пор находятся в восточной части Сирии, но, как считает Константин Сивков, не обеспечены ни в политическом отношении, ни в военно-техническом. Объекты существуют во многом благодаря поддержке курдов, но американцам сейчас придётся выбирать между курдами и Турцией.
Между тем, в Иране высказывают опасения по поводу того, что Сирия и Ирак становятся ареной геополитической конкуренции между Россией и США. Как передаёт Teheran Times, об этом на конференции в воскресенье рассказал экс-глава Корпуса стражей исламской революции Рахим Сафави. Кроме того, там продолжается борьба и между региональными игроками – Турцией, Ираном и Саудовской Аравией. Высокопоставленный иранский офицер отметил, что к этой борьбе могут присоединиться Китай и Индия.
Научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров согласен с тем, что самые разные государства, в том числе Китай и Индия, сейчас будут активнее включаться в ситуацию на Ближнем Востоке, но не в контексте военного противостояния, а в процесс восстановления Сирии.
“Ставится вопрос о восстановлении иракской и сирийской экономики и сейчас будет очень жёсткая конкуренция за то, кто это будет делать – мы, иранцы, китайцы или индийцы. Это всё очень реально, очень жизненно, очень важно. Война – уже пройденный этап, сейчас речь идёт о восстановлении. В Сирии уже всем понятно, кто войну выиграл, а кто проиграл. Вопрос ставится только о том, кто и как будет Сирию восстанавливать, потому что будущее Сирии в принципе ни у кого не вызывает сомнений, ни у нас, ни у американцев”, – говорит он в беседе с Накануне.RU.
Как отмечает Саид Гафуров, зоны разграничения не будут сохраняться. Сирия останется единой, и гражданская администрация вернётся в те регионы, из которых вышла. Более того, она уже возвращается, хотя это и происходит с поправкой на специфику каждой конкретной местности.
“Под турками Идлиб, там будут серьёзные местные выборы проходить, а с курдами большой проблемы, на самом деле, не существует, там они просто ждут, когда вернутся власти. Деньги нужны из бюджета сирийского. Там уже вопрос технический. Дейр-эз-Зор надо восстанавливать, его и Ракку американцы очень сильно разрушили. Но Дейр-эз-Зор и Ракка – это только очень маленькая часть, и большая проблема, кто и как будет восстанавливать, но я, всё же, думаю, что восстановление пойдёт через международную помощь, хотя может пойти и через Сирийский строительный банк”, – говорит Саид Гафуров.
КНР уже сейчас оказывает Сирии гуманитарную помощь, издание The Diplomat сообщает, что за первую половину прошлого года её было поставлено на 40 млн долларов. В частности, в рамках программ “Пояса и пути” отправляется продовольствие. В июле 2017 г. Китайско-арабская ассоциация и посольство КНР в Сирии пригласили представителей китайских компаний участвовать в восстановлении Сирии. Кроме того, Пекин отправляет Дамаску и вооружения, а также направил военных инструкторов. В прошлом ноябре министр иностранных дел Китая Ван И во время встречи с сирийским посланником предложил три направления сотрудничества: борьба с террором, диалог и восстановление.
Стоит отметить, что три крупных нефтяных месторождения (Шейх Мансур, Рмелан и Тишрин), приобретённые китайской государственной нефтяной компанией Sinopec, находятся на северо-востоке Сирии и сейчас не контролируются законным правительством страны.
Между тем, подробности американской атаки в Хишаме достигли китайских СМИ и блогосферы. Так, эксперт и популярный блогер Чжань Хао отмечает, что даже если допустить, что в результате американского авиаудара погибли всего пятеро россиян, это означает, что Россия и Соединённые Штаты фактически приступили к прямому противостоянию в Сирии. Кроме того, он обращает внимание на усиление активности израильских ВВС – помимо бомбардировок Сирии, они вновь начали атаковать объекты ХАМАС в секторе Газа.
Интересно, что накануне заместитель российского посла в Израиле Леонид Фролов рассказал местным СМИ, что в случае иранской атаки на Израиль Тель-Авив поддержит не только Вашингтон, но и Москва. При этом, с Ираном Россия совместно воюет в Сирии против исламистов на стороне Башара Асада, режим которого в Израиле также считают вражеским. Впрочем, публицист Исраэль Шамир обращает внимание на то, что газета Times of Israel, в которой это напечатано, могла привести недостоверную информацию. По его словам, “это вещи кардинальные, о которых лучше даже предположительно не говорить”.
По мнению Чжань Хао, две тенденции – российско-американское противостояние и действия Израиля – станут основными факторами для дальнейшего развития ситуации на Ближнем Востоке.
Источник