Россия заняла 96-е место из 149 возможных в мировом рейтинге социального благополучия, который ежегодно публикует Legatum Institute. Расположившись между Кенией и Руандой, наша страна оказалась на уровне беднейших государств Азии и Африки по четырем из восьми компонентов исследования.
Благополучной можно считать лишь ситуацию с доступом граждан к образованию, считают эксперты Legatum: по этому показателю Россия занимает 22-е место в мире – на уровне Японии или Германии. По условиям же для экономического развития и бизнес-возможностям Россия находится в шестом десятке стран – среди развивающихся государств Азии, Восточной Европы и Латинской Америки.
По уровню открытости экономики, возможностям роста и эффективности финансового сектора Россия занимает 63-е место, соседствуя с Оманом и Хорватией, а по бизнес-среде держит 60-ю строчку – на уровне Казахстана или Литвы. Крайне неэффективной является система госуправления, полагают авторы рейтинга: по этому показателю у России 123-е место – после Гвинеи и Мали.
По развитию системы здравоохранения Россия заняла 90-е место, между Гаяной и Марокко, по качеству социального капитала – 114-е, между Венесуэлой и Эль-Сальвадором, по экологической безопасности – 78-е, между Киргизией и Аргентиной.
Лидерами в рейтинге социального благополучия стали следующие государства:
Итак, Россия на 96-м месте. И в это же самое время премьер Дмитрий Медведев рассуждает о социальной справедливости, дескать, кабинет министров о проблеме с нищетой знает и уже разрабатывает программу действий для снижения уровня бедности аж на 200%.
«Запрос на справедливость, на выравнивание условий жизни, на более высокие доходы и устранение бедности абсолютно правильный. И он может быть поддержан на всех политических уровнях. Что и было сделано, кстати, и в указе президента, и в наших правительственных документах, – отметил председатель правительства России. – Напомню, перед нами стоит цель – в два раза снизить бедность в нашей стране. Это не проценты, это конкретные люди и семьи».
Глава кабмина добавил, что хотя из-за кризиса и санкций доходы населения падали, вот уже два года, как они растут.
«Это действительно объективные цифры. Реальные располагаемые доходы (есть такой показатель) в этом году вырастут на 1,6%. А если говорить о росте реальных (не номинальных) зарплат, то это 7,6%», – пообещал господин Медведев.
Откуда чиновники берут эти данные, не очень понятно. Достаточно просто выйти из теплых кабинетов и выехать хотя бы в спальные районы той же Москвы, не говоря уже об отдаленных регионах нашей необъятной страны, как становится предельно ясно, что фантазии членов кабмина абсолютно не отражают реальной картины.
«Очень богатые в коррумпированной монополизированной экономике всегда повышают свое благосостояние. Верхние 5% всегда растут. И тот рост, который мы имеем, – это средняя температура по больнице, – указал экономист Михаил Делягин. – Как в анекдоте: А почему средняя зарплата растет, когда доходы населения падают? – Так зарплата-то не у населения растет».
Очевидно, что 2018 год, несмотря на заверения чиновников правительства и ЦБ, оказался провальным. Экономика топчется на одном месте, сокращаются прямые инвестиции, что является тревожным индикативным показателем, а федеральный бюджет «ломится» от денег.
Причина – т.н. бюджетное правило, которое было навязано России МВФ и которое с успехом реализует кабинет министров. Чиновники рапортуют, что Россия, ее бюджет и национальная валюта, наконец, избавились от «нефтяного проклятия». Экономисты же крупнейших банков страны утверждают обратное.
Зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач уверен, говорить о том, что наша экономика отвязалась от цен на нефть, категорически нельзя.
«Это видно не только по тому, какую роль играет нефть в доходах бюджета, где нефтегазовые доходы будут где-то больше 40% доходов федерального бюджета. Да и те 2 с лишним трлн, которые мы получили, по сравнению с законами бюджета, это, в первую очередь, именно результат более высоких цен на нефть. Не только более высоких цен на нефть, в общем-то, мы получили рекордный рост добычи и экспорта газа и добычи нефти», – указал экономист.
Что касается курса рубля, понятно, что его волатильность – это во многом результат бюджетного правила и тех закупок валюты, которые ЦБ делает для Минфина. Господин Клепач относится к тем, кто считает, что бюджетное правило в этой части играет существенную позитивную роль, но оно устроено так, что все время требует ручной настройки.
«Пока цена на нефть выше той, что заложена в бюджет, выше 40 долларов, можно покупать валюту, даже когда рубль падает. Поэтому периодически приходится принимать решения в ручном режиме, останавливать закупки, – отметил зампред Внешэкономбанка. – Со следующего года их возобновят. И в этом смысле, может быть, и хорошо, что полного автоматизма нет, слава Богу, что хватает взвешенного подхода не буквально следовать тем догмам, которые прописаны в самом правиле».
В свою очередь, главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова считает, что с точки зрения предсказуемости валютного рынка, ситуация не стала более простой, напротив, она усложнилась. Что касается стабилизации национальной валюты в диапазоне от 60 до 70 рублей к доллару, то это произошло, по мнению госпожи Орловой, лишь благодаря усилиям ЦБ, который заявил о том, что прекращает покупку валюты.
«Если бы ЦБ продолжал покупку валюты, когда нефть была выше 80, курс был бы сильно за 70, – заметила экономист. – Конфигурация бюджетного правила комфортна в очень специфической ситуации, когда в страну идет приток капитала. В этой ситуации бюджетное правило хорошо работает, оно препятствует избыточному укреплению курса. В других ситуациях – это большой вопрос».
Нынешняя политика правительства по своей сути ущербна. Об этом говорят и прогнозные модели на будущий год. В лучшем случае рост экономики будет в районе 1% – то есть в зоне статистической погрешности.
«Выход из электорального цикла, повышение НДС, пенсионная реформа – все эти факторы говорят о том, что в 2019 году нужно готовиться к тому, что рост потребления небольшой будет, но это будет где-то 1,5%. У меня прогноз экономического роста в следующем году – примерно 0,8%, может, 1% мы увидим. Но, тем не менее, следующий год будет более сложный», – уверена Наталия Орлова.
«Наша оценка среднегодовых темпов на следующий год – 1,1%-1,8%, а дальше где-то 2%. Чтобы ускориться больше, надо еще больше модифицировать бюджетное правило, потому что при профицитном бюджете, который у нас сейчас планируется, это невозможно. Ну и, конечно, вносить свои изменения в денежную политику, которая, на наш взгляд, сверхжесткая», – указал Андрей Клепач.
Между тем Всемирный банк подготовил очередной доклад о состоянии российской экономики, доказывающий правоту отечественных экспертов, которые не верят, что будет прорывной рост. Основной вывод – экономика страны еще около 10 лет будет пытаться расти темпами не более 1,5% в год.
С точки зрения Всемирного банка, выполнение майского указа президента об ускорении роста ВВП России до среднемирового уровня к 2024 году при ныне проводимой политике невозможно. После 2028 года может быть рост в 3% и выше при выполнении некоторых обязательных условий.
Одно из них, а именно повышение пенсионного возраста, воплощено в жизнь. Это отмечается в докладе как положительная мера. Кроме этого, стране необходимо увеличение потока трудовых мигрантов, привлечение новых инвестиций и повышение совокупной факторной производительности.
Если с первым особых проблем нет, то с остальным могут возникнуть определенные сложности. Всемирный банк настойчиво рекомендует провести в России очередную масштабную приватизацию, которая, по их мнению, приведет к росту экономической активности.
Член Комитета по инвестиционной политике ТПП России Дмитрий Любомудров считает, что «пока еще действующее» правительство непременно услышит рекомендации Всемирного банка и все их добросовестно выполнит.
«Еще не было такой страны, которая бы приняла рекомендации МВФ, и ее граждане начали жить лучше. Мы, как патриотически настроенные экономисты, понимаем, что ни в коем случае нельзя исполнять ни одно из предложений – ни по гастарбайтерам, ни по пенсионной реформе, ее надо вообще отменять», – заявил эксперт.
Новая масштабная приватизация, которую настойчиво рекомендуют к проведению в России, конечно, может привести к росту экономической активности, правда, отнюдь не нашей промышленности, а всё тех же толстосумов.
«У граждан России нет денег, чтобы участвовать в масштабной приватизации, поскольку неправильная денежная политика ЦБ привела к высушиванию денежной массы, к понижению М2 к ВВП, – заметил господин Любомудров. – Соответственно, деньги есть либо у внешних финансовых игроков – спекулянтов, либо у олигархов».
Деньги есть и у наших госбанкиров. Достаточно послушать их бравурные отчеты о гигантских прибылях. Правда, эти колоссальные суммы они выводят за границу, покупая иностранные активы. Т.н. пятибанкирщина по-прежнему не собирается кредитовать реальный сектор. Российский банковский олигархат как раз и действует в парадигме МВФ и наших глобальных противников.
Один из авторов прошлой полномасштабной приватизации, которую иначе как разграблением государственной собственности назвать нельзя, Анатолий Чубайс еще и требует, чтобы российские граждане поблагодарили за свое «счастливое» настоящее офшорных олигархов. А тот, кто попытается развернуть ситуацию в обратную сторону, «зубья поломает и жестко получит в ответ».
«Общество в моем понимании глубоко инфантильно, оно вообще за 25 лет не удосужилось даже сказать спасибо бизнесу один раз за все, что бизнес делал в стране, – заявил глава «Роснано». – Он страну отстроил, восстановил разрушенные советские предприятия, вернул зарплату людям, наполнил бюджет деньгами, создал источники, чтобы наша интеллигенция получала средства на поддержку культуры, науки, образования. Это все сделал бизнес российский. Те, кого общество называет олигархами».
Господин Чубайс уверен, что лишь благодаря крупному бизнесу Россия еще на плаву. По его словам, государство не хочет этого признать и объявить олигархов настоящими героями нашего времени, а общество инфантильно и несознательно, поэтому от него не дождешься благодарности.
Глава «Роснано» считает, что рыночная экономика – единственно приемлемая в нашей стране, она обладает «невероятной мощностью и фантастической эффективностью». Уход от нее означает для России падение и крах.
«Ничего другого по эффективности, с точки зрения объективного распределения ресурсов, создать не удалось. В 20-м веке попробовали, ну ее на фиг, рыночную экономику, попробуем построить плановую. Результат – такой титанической мощи разрушение ресурсов всех видов, как это было в нашей с вами родной советской экономике, никто никогда не достигал. Способность уничтожить феерический объем ресурсов во всех отраслях – от тяжелого машиностроения до общественного питания – была продемонстрирована полноценно и полномасштабно, – отметил господин Чубайс. – Ребят, давайте не будем назад пытаться колесо истории поворачивать. Тем более в нашей стране, которая наелась этого так, как мало кто на земном шаре. Каждый, кто попытается эти шестеренки истории в обратную сторону развернуть, такие зубья наломает и так получит в ответ».
Эти деятели мертвой хваткой вцепились в горло России. Они захватили активы, контролируют финансовые потоки, выводят активы за бугор. Но основная масса населения страны не чувствует уверенности в завтрашнем дне.
Это основа для нестабильности, которую, на мой взгляд, еще можно нивелировать. Но для этого необходимо срочно начать решать вопросы социальной справедливости.
Согласитесь, ну не должен 1% контролировать львиную долю богатств в стране! Мы просто неприлично выглядим на фоне любых других стран мира, даже Латинской Америки и Азии, не говоря про развитые экономики. Что мешает ввести в стране прогрессивную шкалу налогообложения? Ничего! Была бы политическая воля.
Источник: Царьград