Американская Национальная разведка займется поиском денег Рамзана Кадырова в странах Ближнего Востока, где чеченский лидер — частый гость. Таким нетривиальным способом США намерены в очередной раз надавить на Москву, теперь в связи с четырехлетием убийства Бориса Немцова.
Конгресс дал шпионам новые полномочия
Американцы продолжают наращивать санкционное давление на Россию. 4 марта президент Дональд Трамп в очередной раз продлил пакет экономических и политических санкций, которые были введены в отношении России еще в 2015 году. Впрочем, за эти годы пролонгация документа стала своего рода рутиной, хотя сейчас Конгресс может решиться и на более радикальные меры.
Только за последние месяцы на рассмотрение Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США поступили несколько документов с внушающими ужас названиями: «Акт по прекращению российской ядерной агрессии», «Акт о противодействии российской», «Акт по защите против российской дезинформации и агрессии», «Акт по отказу России от в доступе к дипломатическим сношениям»…
Ну и дальше в том же духе. Впрочем, большинство из этих откровенно бредовых документов одобрены не были. За исключением одного, который все еще находится на рассмотрении парламента — это «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA), соавторами которого являются демократ Боб Менендес и республиканец Линдси Грэхем.
В преамбуле документа говорится о том, что Россия несет вину за «нарушения прав человека» не только на Украине, но и в Сирии. В числе предполагаемых мер — введение санкций в отношении российских энергетических проектов, запрета на покупку российского госдолга и операций по долларовым счетам российских государственных банков.
27 февраля поступил в Конгресс за подписью демократа Вала Демингса и республиканки Элизы Стефаник, которые хотят обязать Национальную разведку предоставлять конгрессменам доклад о финансовом состоянии российского президента Владимира Путина.
Но и всего этого американцам показалось мало. К четырехлетию убийства Бориса Немцова Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил очередную резолюцию, которая касается политического руководства России. Конгрессмены (а среди соавторов документа числятся республиканец Крис Стюарт и демократ Раджа Кришнамурти) намерены делегировать руководству Национальной разведки право «представлять разведывательные оценки намерений политического руководства Российской Федерации».
А вот конгрессмен от Нью-Джерси Том Малиновски предлагает, чтобы финансовая разведка США занялась расследованием деловую и финансовой деятельности главы Чечни Рамзана Кадырова, а также близких к нему людей из чеченского истеблишмента.
Запад нанесет сокрушающий удар
Весьма показательно, что документ народился на свет вскоре после того, как Кадыров побывал в ОАЭ и встретился с генеральным директором Фонда развития Абу-Даби Мохаммедом Саифом аль-Сувейди. Договорились они об инвестировании $ 50 млн в строительство международного аэропорта в Грозном.
Инвесторы из ОАЭ вкладывали (и вкладывают) средства в другие крупные проекты в Чечне: строительство Грозненского международного университета, торгового центра «Грозный Молл», горнолыжного курорта «Ведучи», многоцелевой башни «Ахмат-Тауэр», частного учебного центра спецназа в Центорое (Российский университет спецназа), пятизвездочного отеля The Local в Грозном…
О том, почему на самом деле американские политики так крепко взялись за Кадырова, мы расспросили нашего постоянного эксперта, заместителя генерального директора российского отделения Transparency International Илью Шуманова.
— Илья Вячеславович, действительно ли финансовые связи российского и арабского истеблишмента так прочны, как пытаются представить в Конгрессе США?
— Российская мусульманская элита имеет тесные связи в исламском мире, в особенности в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Иордании. 13% населения нашей страны исповедуют ислам, и логично, что давящие с Запада санкционные ограничения заставляют рассматривать «восточный вектор» внешнеэкономического сотрудничества как один из вариантов долгосрочного развития для России. К тому же ОАЭ за последние десять лет начали восприниматься, как удобный финансовый хаб и выгодный объект для инвестиций.
Систему взаимодействия России со странами Ближнего Востока и Северной Африки можно назвать гибридной. Экономические стимулы и дипломатическая деятельность переплетаются с неформальными контактами через «серых» амбасадоров. Их деятельность строится на личных отношениях, которые очень ценятся на Востоке.
— Ну а какую роль в этой системе играет Рамзан Кадыров и другие чеченские политики?
— Чеченская диаспора научилась выстраивать личные связи с представителями исламской элиты и в некоторых участках даже монополизировала это направление. В первую очередь это касается Саудовской Аравии и ОАЭ. Долгое время финансовые потоки, проходящие через эти страны, были сложны для идентификации со стороны западных регуляторов. Но события последних двух лет говорят, что информационная прозрачность и обмен налоговой информацией затронет и страны Персидского залива, что ведет к обнажению секретов. находившихся ранее в непубличном пространстве.
Идентификация активов российских клептократов на Ближнем Востоке была лишь вопросом времени. Для выбора точки поражения российских коррупционеров неожиданней и уязвимей действия придумать сложно. С учетом наличия персональных интересов у лидеров чеченской диаспоры в этих странах (скачки, религиозный аспект, исламский банкинг), такой удар может быть ощутим даже для руководства Чеченской Республики.