В прошлом году в результате мошеннических действий с российского рынка автострахования ушло в неизвестном направлении от 50 до 70 миллиардов рублей. Центробанк и Российский союз автостраховщиков поспешили обвинить во всех бедах «чёрных автоюристов». Однако в МВД эту информацию опровергли.
Всё смешалось в доме Облонских: рост цен на полисы ОСАГО, мошенничество страховых компаний, ответственность Центробанка. В Государственной Думе прошло любопытное заседание сразу двух комитетов – по финансовым рынкам и по транспорту. Впрочем, начиналось всё чинно, мирно: битый час обсуждали расширение тарифного коридора обязательного автострахования. Согласно предлагаемым изменениям, аккуратные водители за полис ОСАГО будут платить меньше, а лихачи – больше. Об этом рассказал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс:
«80% хорошо водящих граждан России получат или такой же тариф, или его снижение. 20% водителей, которые находятся в рисковой зоне, получат некоторое увеличение и 5%, которые ездят совсем безбашенно, получат серьезное увеличение. Эти коэффициенты мы рассчитываем вместе с ДПС, вместе с МВД. Пока у нас точной квалификации всех нарушений, которые будут учитываться, нет, но смысл именно такой».
Другой смысл усмотрели внимательные депутаты. Вячеслав Лысаков уверен, что главная цель реформы страхования – поднять стоимость полисов ОСАГО:
«В пояснительной записке к указанию о расширении тарифного коридора Банк России указал, правда, уже расплывчато, что необходимость этой меры вызвана сложившейся ситуацией на рынке ОСАГО, а именно высокой убыточностью и проблемами правоприменения».
Много вопросов к убыточности страховых компаний у депутата Лысакова возникло после того, как он заручился цифрами Министерства внутренних дел. В своём выступлении он отметил: в прошлом году в результате мошеннических действий с российского рынка автострахования ушло в неизвестном направлении от 50 до 70 миллиардов рублей. Центробанк и Российский союз автостраховщиков поспешили обвинить во всех бедах «чёрных автоюристов». Однако в МВД эту информацию быстро проверили и опровергли.
Министерство внутренних дел быстро разобралось в ситуации и установило, что ущерб от страховых мошенников рынку ОСАГО составляет менее 1% от всех выплаченных сумм, а весь остальной ущерб на совести недобросовестных страховых компаний, а по-другому сказать, мошенников, которые вывели деньги. Вот, господин Юргенс на прошлом заседании сказал, что 24,2 миллиарда выявили. Украли 24 миллиарда. Еще 24 миллиарда пришлось из компенсационных фондов выплачивать. Итого 48 – почти 50 миллиардов,
– объяснил Вячеслав Лысаков.
Депутат уверен: и мегарегулятор, и союз автостраховщиков громче всех начали вопить «Держи вора!» лишь с той целью, чтобы отвести подозрения от страховщиков, действующих в легальном поле. Самый яркий пример – «Росгосстрах». Руководство этой крупнейшей компании в прошлом году сокрушалось, что 90% убытков принесли именно «чёрные автоюристы». Из 13 с небольшим миллиардов рублей им удалось умыкнуть 11,5 миллиарда. После того как эти цифры не подтвердились, в Министерстве внутренних дел предложили проверить саму компанию «Росгосстрах», однако в Центробанке всё спустили на тормозах: мол, то, что было, прошло – зачем ворошить былое?
«Для того чтобы процесс был достаточно серьёзно и комплексно проведён, это предложение было озвучено МВД ещё в прошлом году Центральному банку, на которое тот не реагирует и проверять совместно с МВД компанию «Росгосстрах» никто не собирается, судя по всему. И как раз те умозаключения, которые сделаны сотрудниками МВД, занимающимися этой проблемой, говорят о том, что здесь не исключён вывод денег достаточно большими суммами и другие мошеннические действия. Это требует проверки, установки и наказания виновных», – сказал Вячеслав Лысаков.
После этих слов заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин и президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс хотели было обвинить депутата Лысакова в необъективности и искажении фактов, однако пыл поугас, как только слово взял заместитель начальника управления МВД России Александр Ягупов:
«В своем выступлении Вячеслав Иванович указал корректные цифры… Та информация, которую мы предоставили, является официальной позицией МВД, все цифры не конфиденциальны и в открытом доступе находятся».
Против цифр и официальной позиции МВД, как говорится, не пойдёшь. Владимир Чистюхин был вынужден согласиться: проблема существует, однако ЦБ тут ни при чем:
Я бы таких выводов даже близко не делал относительно того, что сказал Вячеслав Иванович. Есть ряд моментов, с которыми я согласен, а по ряду других готов долго и аргументированно спорить. Вот о чем сказал Вячеслав Иванович? Он сказал, что невозможно провернуть мошенническую схему без участия ряда сотрудников страховых компаний. Ну да, в ряде случаев так оно и есть. А может, в большинстве случаев так оно и есть. Мы были бы рады, если бы они были привлечены к уголовной ответственности. Кто же с этим спорит? Здесь споров никаких нет.
Чтобы разрешить все споры, оба комитета согласились, что проверка страховых компаний всё же нужна. В конце концов, куда делись 70 миллиардов? Вот что, в частности, заявил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Виталий Ефимов:
Когда дело доходит до ответственности страховщиков, все дружно опускают головы и говорят: конечно, жулики там есть, но, вы знаете, везде они есть… Нам с вами, депутатам, надо решить – если они воруют, то они тоже должны отвечать. Тем более, данные МВД есть.
Кто ворует, а кто пристроился рядом постоять, выяснит Министерство внутренних дел. Два комитета Государственной Думы решили инициировать новое расследование. А то, может, и не надо реформу ОСАГО проводить. Наливать свежую воду в дырявое ведро, как известно, – дело пустое.
Источник: Царьград