Дело Олега Сенцова: кощунство защитников или обоюдоострая бритва двойных стандартов. Последние новости сегодня. Свежие новости.
Присуждение Европарламентом премии имени Сахарова осужденному в России на 20 лет по обвинению в подготовке терактов в Крыму украинскому режиссеру Олегу Сенцову стало поводом для поздравления Госдепартамента США. От имени американского внешнеполитического ведомства признанного российским судом террористом украинского радикала поздравила представитель Госдепа Хизер Нойерт:
«Мы поздравляем Олега Сенцова с присуждением ему престижной европейской премии имени Сахарова, которая была названа в честь российского диссидента, который сильно пострадал в советские времена. Мы вновь призываем Россию немедленно освободить Сенцова и других политических заключенных, а также уважать свободу выражения мнений, которая является одним из прав человека».
Ранее в поддержку Сенцова выступил ряд отечественных деятелей культуры. Историк Лев Лурье заявил: «Сенцов сидит, в сущности, за свои убеждения. Он ничего не сделал, что думал, якобы сделать. И если он даже думал что-то сделать, то люди, воспитанные на «Молодой гвардии, Олеге Кошевом, Сергее Тюленине, других героях, они должны себя так вести».
Слово – экспертам «Чёрной книги российского либерализма»
ГАЗЕНКО РОМАН
Режиссёр, публицист
Премию Сахарова «За свободу мысли», присуждённую Европарламентом Олегу Сенцову, трудно не воспринимать как плевок в сторону России. Но на Европарламент неча пенять, коли… у нас именем Сахарова называют улицы и проспекты. И что теперь официальная Россия может ответить на чествование террориста и откровенное попрание собственного законодательства, если Сахаров в обойме разрушителей Советского Союза действующую власть более чем устраивает?
Двойные стандарты – обоюдоострая бритва, которая режет по пока ещё живому. И теперь российской власти из этого смыслового тупика остаётся только молча наблюдать, как обрадовало это решение Европарламента украинского лидера Петра Порошенко.
По той же причине без официального ответа остаётся и откровенное глумление над отечественными святынями очередного защитника Сенцова – историка Льва Лурье, который удосужился приравнять преступление Сенцова к подвигу Молодой гвардии. Молодогвардейцы боролись с фашизмом на Донбассе и были зверски замучены гитлеровскими карателями. По Лурье получается, что, по лукавому умолчанию, на роль оккупантов и нацистских извергов назначен народ России. Знаменательно, что Лурье возводит в герои прихвостня режима Порошенко в дни 70-летия освобождения Украины от фашистских захватчиков. А официальная Россия молчит. И продолжает пенять на зеркало.
АГРАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ
Адвокат, политический деятель
Самопровозглашённая либеральная интеллигенция имеет право защищать Сенцова. Но, с другой стороны, они дружно и организованно добиваются осуждения и посадки неугодных. Я столкнулся с этим давлением, когда защищал Олега Миронова, члена «Другой России», который протестовал на «антивоенном» концерте Макаревича, направленном против воссоединения России и Крыма. Эти же люди, которые говорят, что они за свободу, свободу выражения мнения, свободу собраний, не гнушаясь никакими средствами, добивались (и добились) лишения Олега Миронова свободы.
Проблема в случае с Сенцовым не в том, что либералы защищают человека, который кажется им невиновным. Они защищают своего, и им все равно, виновен он или не виновен, вот в чем проблема. Они защищают своих и жестко выступают против чужих. Это ничего общего не имеет с правозащитой или отстаиванием каких-то высоких гуманных ценностей. Это на уровне инстинкта даже животным свойственно. Здесь никакого благородства я не вижу.
Тоже – и в заявлении Лурье о том, что Сенцов воспитан на «Молодой гвардии», прости Господи. Я, как адвокат, никому бы не посоветовал такие высказывания публично воспроизводить. Двойные стандарты чреваты кровью. Мы помним, как события на Болотной площади в Москве энергично поддерживали либералы, и, в принципе, они с нами, адвокатами в этом совпадали. «Свобода слова, свобода собраний – что может быть важнее?»
А потом случились украинские события, где за то же самое на Украине стали людей сажать, убивать, пытать. И эти же самые либералы, как ни странно, стали поддерживать не тех, кто выступал за свободу собраний, а тех, кто стал их преследовать. Стало совершенно очевидно, что эти люди действуют в интересах некоего центра. Они не защищают чьи-то права, они не хотят – это мое личное мнение – чтобы наше государство было лучше и свободнее. Они просто борются за своих против чужих.
Есть такой прекрасный термин – «пятая колонна». К сожалению, сейчас очень размылось понятие предательства. За последние тридцать лет мы видели даже в нашей пропаганде воспевание Власова, Солженицына, попытки десакрализации абсолютно святых символов, как, например, Зоя Космодемьянская, пионеры-герои или Александр Матросов.
А уж какому поруганию подвергался Сталин – это что-то чудовищное. Сейчас есть пятая колонна, которая – убежденный наш враг, причем враг не Советской России, а России как таковой. И есть довольно, к сожалению, большая часть дезорганизованных, заблудших душ, и за них я бы поборолся все-таки.
Если завтра у нас будет монархия, они то же самое будут говорить про царя. Польётся тот же самый негатив, который они, например, говорили про Путина или про Ленина. И, на мой взгляд, это – деятельность, к которой надо внимательнее присмотреться. Она достаточно разветвленная, имеет хорошее прикрытие в некоторой части власти и бизнеса. Власть сама должна подавать пример борьбы за государство. А этого в последние годы не видно.
СПИЦЫН ЕВГЕНИЙ
Историк, автор Единого учебника истории России
Вспомним хорошо известное изречение Ленина в одном из его писем Горькому, где он говорил, что та интеллигенция, которая служит денежному мешку, а не интересам пролетариата и трудового крестьянства, и мнит себя мозгом нации, она на самом деле не мозг нации, а дерьмо. Я подчеркиваю именно это обстоятельство. Лакействующая интеллигенция – на службе у капитала.
У нашей интеллигенции еще с 19 века существует стойкое убеждение, что интеллигенция и власть – вещи несовместимые, и что интеллигенция должна всегда находиться в оппозиции к власти, какая бы эта власть ни была. Хотя они здесь лукавят, потому что с пеной у рта защищали ельцинский режим, откровенно антинародный и олигархический. Он предоставил им такую свободу самовыражения и «творчества», что они могли вытворять все что угодно и пилили бабло на всех своих никому не нужных проектах, выдавая это за какой-то артхаус, мейнстрим и так далее.
У нашей интеллигенции всегда очень избирательное отношение к так называемым ценностям правового государство. Там, где надо, они визжат, что пусть рушится все, но торжествует юстиция, что решение суда есть высшая форма демократии и что человек не может быть объявлен преступником, пока его дело не рассмотрено в суде и не доказана его виновность. А в других случаях они ставят под сомнение решение суда, не выдвигая никаких конкретных доказательств его неправомерности.
Ну, пожалуйста, нанимайте адвокатов, собирайте факты, доказательства, подавайте апелляцию в суд, кто вам мешает? Добивайтесь! Но они же не хотят этого делать. Во-первых, им лень, во-вторых, они понимают, что никаких реальных доказательств не соберут. А шумовую завесу выставлять проще.
И ещё – на Западе всегда хорошо платили доморощенным русофобам, тем, кто выступает с позиций критики режима. Я в данном случае не оправдываю путинский режим или какой-то иной, но одно дело критиковать государство по существу, а другое – исполнять волю своего заказчика. Вой по поводу Сенцова связан с событиями на Украине.
Понятно, что на Украине столкнулись интересы глобальных игроков, прежде всего, США и России, а Сенцов в этой игре – разменная карта, как была в свое время разменной картой Надя Савченко, да и не только она. Они отрабатывают свои тридцать сребреников. А семейство Лурье – известные бузотеры и диссиденты. Они мутили воду еще при Советской Власти. Какая бы власть ни была, им всегда надо протестовать…
Есть хорошее выражение, которым часто пользуется наша интеллигенция: «шум смерти не помеха». Посмотрите на ту же Волочкову, на того же Панина. Главное – не пропадать со страниц глянца и билбордов, быть на слуху. Ничего серьезного. Их никак не интересует судьба Сенцова и таких, как он.
У меня другой вопрос: если вы такие ярые правозащитники, почему вы тогда не возвысите свой голос в защиту полковника Квачкова? А потому что Квачков из другого лагеря. Хотя он сидит уж точно по надуманному обвинению – якобы по покушению на Чубайса. А их дела – Квачкова и Сенцова – по своей сути, оба за терроризм. Одни и те же дела, но про Квачкова никто ничего не говорит. А про Сенцова – ясно, что это заказуха в чистом виде.
СЁМИН КОНСТАНТИН
Журналист, автор и телеведущий программы «Агитпроп”, телеканал Россия-24
Интеллигенция интеллигенции рознь. Я бы не согласился с тем, что это делает вся интеллигенция, в особенности, научная интеллигенция. У научной интеллигенции есть масса причин быть недовольной нашим государством, нашим сегодняшним порядком и укладом, но я не могу припомнить, чтобы именно научная интеллигенция шла в первых рядах и оправдывала террористов.
Мы, в данном случае, подразумеваем выступление творческой интеллигенции. Она всегда у нас была наособицу. Творческая интеллигенция – это как шуты, фигляры, придворные поэты. С 1991 года они у нас, впрочем, как и в любой другой стране, это – обслуга правящего класса. Поэтому, с одной стороны, эта интеллигенция все время «покусывает» правящий класс, с другой стороны, она его изо всех сил «облизывает».
Интеллигенцию не устраивает в нашем сегодняшнем положении не то, что у нас капитализм, рыночная экономика, не то, что огромное количество людей вычеркнуты, оставлены за чертой бедности, что им угрожает сейчас совершенно новая пенсионная реальность. Их это все вообще не беспокоит. Их беспокоит, что ущемлены интересы их работодателей, тех, на кого они привыкли за последние тридцать лет пахать. Они обслуживают нашу буржуазию, народившуюся после 91 года.
И поскольку эта буржуазия сама чувствует себя немного ущемленной, с тех пор как началось огосударствление в ряде отраслей, с тех пор как ей слегка подрезали крылья, то все возмущение, эта вечно торчащая фига из кармана: Макаревича в разгар событий на Донбассе или Серебренникова в его постановках, пьяные исповеди Ефремова.
Это на самом деле не голос творческой интеллигенции, это – голос, с помощью которого выражает свой протест наша крупная и средняя буржуазия, которой слегка некомфортно. Ей хотелось бы вообще раздолбать все и окончательно вернуть ситуацию, как в эпоху дедушки Ельцина.
А что касается непосредственно казуса Сенцова, мне кажется, что ничем особенным его голодовка не отличается от аналогичной голодовки Надежды Савченко. То же самое ведь было. Сколько она там продолжалась, триста, четыреста, пятьсот дней? Савченко вышла совсем не постройневшей из заключения. Точно так же заламывала руки Ахеджакова, были крики «Надя, держись», а потом Надя вышла, была отправлена за решётку уже киевским режимом и… тишина.
Кстати говоря, к вопросу о поведении буржуазного государства – буржуазное государство наше пошло навстречу украинскому буржуазному государству и, уступив требованиям, заключив сделку, обменяло гражданку Савченко на наших граждан.
После ее выдачи на Украину, после того, как она вернулась домой, огляделась по сторонам и поняла, что поджигатели войны находятся среди тамошних украинских олигархов, среди тех, кто устраивал «Революцию гидности» в том числе, она начала об этом говорить с трибуны Верховной Рады, обвинять людей, обогащающихся на чужом горе, стравливающих народы.
Разве кто-нибудь из тех, кто заламывал руки, слезы лил по ее поводу, разве кто-нибудь вспомнил о несчастной Наде Савченко? Разве кто-то с тех пор сказал слово в ее защиту? Разве кто-то, когда у нее новые голодовки были, ими вдохновлялся, впечатлялся из нашей интеллигенции? Нет, она тоже вышла из доверия. Что тут рассуждать… Это обслуга правящего класса, это шуты прикормленные.
«Молодая гвардия» – это были коммунисты, которые защищали не просто свою родину абстрактную (свою родину защищали и петлюровцы, и махновцы, и белогвардейцы), а свою коммунистическую родину. Это знает каждый, кто читал роман Фадеева или косвенно знаком с историей «Молодой гвардии». Они совсем не аналогичны Сенцову. И то, что говорит товарищ Лурье, это поклеп на «Молодую гвардию» в первую очередь.
Я не берусь судить, оправдание ли это терроризма, но это просто кощунство. Это издевательство над памятью тех мальчиков и девочек, которые были сброшены фашистами в шахты Краснодона. Но это не вызывает в либеральной среде никакого возмущения, потому что у нас, точно так же как на Украине, на вечных огнях жарят яичницу.
То советское наследие, осколками которого гражданин Лурье пытается прикрыть гражданина Сенцова, оно промотано и распродано нами, как и на Украине. И оно уже не вызывает никакого суеверного трепета и желания набить морду. Ну, подумаешь, памятники Солженицыну по всей Москве стоят… Что там «Молодая гвардия»? Это и есть кощунство и святотатство.
Источник: iarex