Лучшее время для добычи сланцевой нефти в США позади.
Оправдываются прогнозы скептиков: факты и статистика свидетельствуют о конце так называемой «сланцевой революции». Об этом пишет на сайте desmogblog.com Джастин Микулка.
Горизонтальное бурение и фрэкинг (гидроразрыв пласта) для добычи углеводородов из сланцевых формаций на территории США (Марселлус, Пермский бассейн и др.) становятся всё менее выгодными. В 2016 г. низкие цены на нефть привели к общему сокращению добычи нефти и газа сланцевыми компаниями, а нынешняя ситуация им вовсе ставит под вопрос будущее отрасли, которую характеризуют большие издержки и низкая доходность.
Трещины уже начинают проявляться в оптимистичных прогнозах относительно того, сколько можно добыть из этих сланцевых формаций. А это уже плохой признак для финансовых ресурсов отрасли.
“Это были только лучшие буровые установки с самыми опытными буровиками, бурение лучших пород с минимальными затратами”, – сообщил Роберт Кларк из консалтинговой группы Wood Mackenzie на июньской конференции EIA.
Сама EIA ожидает, что “добыча в Пермском бассейне составит 3,3 млн. б/д в 2018 г. и 3,9 млн. б/д в 2019 г”. Более оптимистична компания IHS Markit: по её расчётам к 2023 году добыча может вырасти до 5,4 млн. б/д.
Оценивая активную добычу нефти в Пермском бассейне в мае портал Oilprice.com задался закономерным вопросом: “Почему же нефтедобыча в Пермском бассейне не приносит прибыль?”. В свою очередь публикации о финансовой стороне фрэкинга на портале DeSmog обосновывают вывод: фрэкинг может обеспечить большие объемы легкой нефти, но слишком дорогой ценой и с 2007 года на это было потрачено четверть триллиона долларов.
И вот уже Паал Кибсгаард – глава крупнейшей в мире нефтесервисной компани Schlumberger заявил FTimes в духе Кларка: “Устоявшийся рыночный консенсус в отношении того, что Пермский бассейн может обеспечить годовой рост добычи в 1,5 млн. б/д в обозримом будущем, теперь ставится под сомнение”.
Кибсгаард обратил внимание на ключевую проблему “детских скважин”. Компании отрасли ищут “хорошие породы” или “сладкие пятна”, которых не так уж много, бурят слишком много “детских скважин” в выявленных “сладких пятнах” вокруг “родительских скважин” с целью заработать на “хороших породах”, подрывая экономику уже существующих на этих “сладких пятнах” скважин.
Стремясь за прибылью, компании не утруждают себя геологоразведкой новых “сладких пятен”, которых может и не обнаружиться, а огромные долговые обязательства надо обслуживать уже сейчас. Кибсгаард доказывает, что “хорошие породы” закончились и сланцевики пытаются добрать последнее из уже освоенных и почти выработанных “сладких пятен”.
Инвесторы завлекаются слишком оптимистичными прогнозами. Автор книги “Саудовская Америка: правда о фрэкинге и о том, как он меняет мир” Бетани Маклин представляет мнение двух глав сланцевых компаний (Билл Томас и Марк Папа). Один из них – нынешний глава EOG Билл Томас, утверждает, что в Пермском бассейне на самом деле «хороших пород» меньше, чем утверждают оптимисты. Такой взгляд объясняет активность сланцевиков с «детскими скважинами».
“Пермский бассейн испугал мировой нефтяной рынок, но ожидания от бассейна преувеличены”, – предупредил Томас.
В свою очередь бывший глава EOG Марк Папа, который теперь руководит Centennial Resource Development, на конференции CERAweek заявил: “На сланцевых плеях есть хорошие геологические участки и похуже, однако многие хорошие геологические участки уже пробурены”. В упомянутой книге Папа прогнозировал, что к 2020 г. даже в Пермском бассейне добыча упадёт, так как все лучшие участки будут освоены буровиками.
В книге Маклин приводится мнение известного инвестора, по оценкам которого “запасов осталось только на пять лет бурения”. Таким образом, если нынешние цены на нефть сохранятся или упадут, то большинство сланцевых компаний потеряют деньги и обанкротятся. Ожидаемая в самом благополучном 2016 году прибыль так и не материализовалась и нет оснований считать, что она появится в следующие годы.
Источник: iarex