Региональные власти смогут менять стоимость проезда на общественном транспорте в зависимости от времени суток. В часы пик – дороже, днем – дешевле. При этом инициатива Минтранса добавит головной боли муниципалитетам, которым для реализации идеи придется решать как технические вопросы, так и бороться с недовольством общественности.

Минтранс озаботился проблемой полупустого городского пассажирского транспорта в дневное время суток. Ведомство предлагает ввести новую схему тарифов, основанную на пиковости нагрузок на метро, автобусы и прочие виды транспорта. Предполагается, что в часы пик, то есть утром и вечером, когда люди едут на работу или с работы, стоимость проезда будет выше, а днём наоборот – дешевле.

Эксперты полагают, что данная мера позволит экономить в первую очередь пенсионерам, большинство из которых после проведенной монетизации льгот вынуждено платить за проезд. Должны ощутить выгоду и все остальные категории граждан, которые могут иначе планировать свои поездки, если они жёстко не привязаны по времени. Таким образом, должен снизиться процент тех, кто пользуется городским транспортом в часы пик. Сейчас он может достигать 80%.

На откуп регионам

Конкретных параметров в предложении Минтранса, которое в ближайшее время будет направлено в правительство, нет. Вопросами установки тарифов, как известно, занимаются региональные власти. Это им предстоит делать как минимум по 2025 год. Какую именно вилку цен муниципалитеты установят для своих горожан, и вообще пойдут ли они на это, пока остаётся только гадать.

Не могут объяснить в Минтрансе и реализацию данной инициативы. Скорее всего, этот вопрос также ляжет на плечи региональных властей. Однако уже сейчас можно предположить, что далеко не всем придется по душе необходимость заниматься переоборудованием турникетов в метро, терминалов для безналичной оплаты, которые активно внедряются и на транспорте. Если при наличном расчете будет достаточно посмотреть на часы и понять, по какой стоимости «обилечивать» пассажира, то оборудование для безналичных расчетов необходимо перепрограммировать или оснастить соответствующим программным обеспечением. Пойдут ли на эти расходы транспортники в регионах ради гипотетической выгоды – большой вопрос.

Не для большинства

Довольно простая логика подсказывает, что число тех, кто будет доволен снижением стоимости проезда днём, значительно меньше тех, кто пользуется транспортом в часы пик. Последним наверняка не понравится, что тарифы и так стабильно поднимаются раз в 1,5-2 года, а тут еще внеочередное повышение. Учитывая, что в крупных городах до пункта назначения нередко приходится добираться с одной-двумя пересадками, для семьи с двумя детьми от 7 лет расходы на поездки по городу вырастут не на одну тысячу рублей.

Член Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин в интервью «Известиям» предположил, что потенциальное недовольство общественности можно нивелировать, обеспечив меньший интервал движения автобусов, троллейбусов и трамваев в часы пик. На бумаге получается, что время на ожидание транспорта уменьшится, а давки в салоне удастся избежать, соответственно, повысится комфорт предоставляемых услуг.

Впрочем, проблему вечных пробок, особенно в зимнее время, никто не отменял. Большее число единиц подвижного состава может лишь привести к усугублению ситуации на дорогах. Не стоит забывать об автомобилистах, которые на себе смогут ощутить все прелести нововведения Минтранса, по идее, их вообще не касающегося.

Другой вариант, актуальный для тех регионов, где губернаторы захотят набрать дополнительные политические очки – вообще не поднимать стоимость проезда утром и вечером, а лишь сделать скидку в дневное время. Проблемы с доверием населения в последнее время возникают у многих глав регионов, а описываемый вариант позволит его хотя бы частично вернуть.

Какая может быть разница в стоимости

Когда анализируется та или иная инициатива, принято сравнивать с мировой практикой. Например, в Лондоне действительно есть зависимость стоимости проезда на общественном транспорте от времени поездки. Три часа утром и три часа вечером – 8,40 фунта стерлинга (около 710 рублей). В остальное время – 7 фунтов. Получается, что в часы пик стоимость на 20% дороже. Если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, то для большинства российских регионов разница в цене билета (жетона) при аналогичном диапазоне составила бы 4 рубля.

Предложение Минтранса понятно с точки зрения логики, однако на сегодняшний день оно слишком сырое. Учитывая во многом разные реалии российских регионов, в ведомстве, возможно, решили пойти по пути «мы тут придумали, а вы реализуйте сами, как хотите». Печально то, что такой подход встречается все чаще, а качество реализации предлагаемых инициатив в разных сферах нередко оставляет желать лучшего.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *