Пока в правительстве радуются росту числа тех, у кого есть хотя бы прожиточный минимум, в стране идет вымирание среднего класса и дальнейшее обнищание бедняков. Последние новости сегодня. Свежие новости.

Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин в среду с удовлетворением сообщил депутатам и СМИ, что в нашей стране снизилось число граждан, вынужденных существовать на доходы, не дотягивающие до прожиточного минимума.

За последний год сократилась численность населения с доходами ниже прожиточного минимума на 1,1 миллиона человек: с 21,1 миллиона до 20 миллионов,

– заявил глава ведомства, выступая на правительственном часе в Госдуме.

По словам Максима Анатольевича, улучшить ситуацию помогло увеличение пособий и некоторый рост заработной платы. Естественно, отметил министр, нельзя не радоваться наметившейся тенденции. Топилин выразил надежду, что ситуация и дальше будет развиваться в том же направлении.

ТопилинМ. Топилин.

 

Планы и реалии

Порадоваться за сограждан, жизнь которых улучшилась хотя бы чуть-чуть, действительно стоит. Однако нельзя не отметить, что на деле ситуация в стране далеко не столь радужна, как это рисуют в своих выступлениях правительственные чиновники.

В марте текущего года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу: к 2024 году снизить уровень бедности минимум в два раза. Это значит, что за шесть лет число бедных должно сократиться на 10 миллионов человек.

Иными словами, даже если допустить, что слова Топилина соответствуют действительности и за минувший год из нищеты удалось вытащить миллион россиян – к истечению срока план такими темпами будет выполнен чуть больше чем наполовину: за чертой бедности будут находиться 14 миллионов россиян.

Имеющийся в стране уровень бедности называл позорным даже прожженный либерал Алексей Кудрин. Он же отмечал, что правительство искусственно занижает доходы бюджета, что приводит к тому, что средства, которые могли бы быть направлены на решение реальных проблем, вновь окажутся в «кубышках».

Если верить заявлению Топилина, российская нищета лечится весьма нехитрым способом: повышением пенсий и пособий. Но тогда почему не потратить на эти цели два триллиона рублей, которые государство, словно манну небесную, получило в текущем году в виде незапланированного бюджетного профицита? Ведь увеличение пенсий и соцвыплат – это не просто «проедание» денег, это еще и повышение покупательной способности граждан, а значит – стимулирование малого, а отчасти и среднего бизнеса, оживление деловой активности и, в конечном счете, увеличение налоговых поступлений.

Для социальной сферы два триллиона рублей – огромные средства. В текущем году на индексацию пенсий было заложено всего 99 миллиардов, а общие расходы Пенсионного фонда на 2018-й запланированы на уровне 7,35 трлн рублей. Иными словами, при желании побороть бедность государство могло бы разом увеличить расходы на это направление более чем на четверть, что позволило бы существенно сократить число граждан, балансирующих на грани нищеты или вовсе живущих за ее чертой. Эти деньги были бы проедены, безусловно, но внутри России и главным образом через покупку российских товаров. Кстати, правительство не первый год тормозит идею выдачи пенсионерам дополнительно к пенсии карточек с небольшой суммой, которую можно потратить только на отечественные продукты.

рубли

 

Вместо этого власти ограничиваются копеечными прибавками, аккуратненько подгоняя повышения к прожиточному минимуму: чтобы и лишнего рубля не потратить, и статистику улучшить. В результате на прибавки Минтруда можно купить лишь веревку и мыло.

Средний класс, покойся с миром

Как бы там ни было, содержание стариков и инвалидов – вопрос не столько экономический, сколько этический, морально-нравственный. Можно и при слабой экономике достойно помогать той части населения, что нуждается в особой поддержке (особенно если ограничить элиту в покупках яхт и вилл на зарубежных курортах), а можно при высоком ВВП сгноить стариков в нищете.

Однако у России есть еще более серьезная проблема, непосредственно связанная с эффективностью экономики. В марте 2017-го вице-премьер Ольга Голодец заявила, что около пяти миллионов россиян номинально работают, но при этом получают настолько маленькие зарплаты, что все равно живут в нищете.

Понятно, что такая проблема пособиями не лечится. Речь идет о структурном перекосе на рынке труда. СМИ и чиновники поговорили об уникальной черте российской бедности пару недель – и забыли. Подняли, правда, минимальный размер оплаты труда, но никак не запретили нанимать сотрудников формально на полставки, чтобы обойти новое ограничение.

В июне нынешнего года агентство Bloomberg констатировало, что в России вымирает средний класс. Вывод был сделан на основе анализа структуры банковских вкладов россиян. Экономисты обратили внимание, что объем депозитов на сумму до ста тысяч рублей сократился на 10%, и при этом параллельно произошло увеличение объема вкладов на сумму более миллиона рублей.

пенсия

 

Происходящее объясняется старой как мир формулой: богатые становятся богаче, а бедные беднее. В докризисный период к среднему классу по уровню доходов относились около 60% россиян; по крайней мере, они были к этому близки. В нынешнем году таковых осталось около 19%.

Тот же процесс можно отследить, взглянув на динамику реальных доходов россиян. С середины 2014-го и до февраля 2018-го наши реальные доходы неуклонно снижались (к слову, информация об этом, озвученная в феврале 2018-го, повергла все того же Топилина и его коллег в замешательство). Несколько всплесков, самые крупные из которых пришлись на декабрь 2015-го и январь 2017-го, оказались съедены общей тенденцией.

В мае прошлого года доходы россиян опустились до уровня 2009 года – дна мощнейшего кризиса, положившего конец «сытым» нулевым. Первая половина текущего года была относительно благоприятной, однако уже в августе реальные доходы населения просели на 0,9%, а в сентябре ситуация усугубилась – падение составило уже 1,5%.

В сухом остатке

По сути, Топилин отчитался об успехах борьбы с нищетой на фоне того, как российское общество медленно и совсем не величественно погружается в Марианскую впадину бедности. Как мы помним, на «Титанике» оркестр продолжал играть, даже когда всем уже стало ясно, что лайнер идет ко дну.

В сухом остатке получается, что правительство дозированными подачками самым обездоленным слоям населения улучшает статистику, а в это же время происходит дальнейшее обнищание бедняков и масштабная деградация среднего класса. Первый процесс – искусственный и зависит от доброй воли больших начальников, второй – объективный, являющийся результатом реально действующих в экономике отношений.

Какой из них победит в перспективе – вопрос риторический. При продолжении существующей тенденции сползающих в нищету бедняков будет все больше, а денег на их поддержку – все меньше. Так что к 2024 году страна может прийти совсем не с теми показателями, на которые рассчитывал президент.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *