В Казахстане врач отказалась принимать пациентку с ребенком из-за того, что ей задали вопрос на русском языке. На видео, которое разместила жительница города Аркалык Анастасия Алексеенко, педиатр Молдир Утебаева грубит пациентке и, увидев, что ее снимают, уходит из кабинета. Последние новости сегодня. Свежие новости.
Как рассказывает Алексеенко, она пришла на плановый осмотр у педиатра вместе со своей четырехлетней дочерью и находилась в очереди после пациентки с тяжелой формой ангины. Войдя в кабинет, она поинтересовалась у Утебаевой, обработала ли она руки перед тем, как приступить к осмотру ребенка. Врачу это не понравилось и она ответила: «Вы, русские, езжайте в свою Россию!» Этот случай вызвал большой резонанс в Казахстане, и в результате и главврач поликлиники Ирина Туранина, и Молдир Утебаева принесли свои извинения.
В Казахстане уровень таких проявлений зависит от регионов. Акалык — небольшой моногород, достаточно депрессивный со сложной экономической ситуацией, и там преобладает казахское население. Все эти факторы играют роль, — объяснил руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. — Понятно, что проявления бытового национализма свойственны для всего постсоветского пространства. И это — вялотекущий процесс в Казахстане.
Грозин считает, что в Казахстане, как и в других бывших республиках СССР, местная элита пытается создать мононациональное государство, и сегодня 90% чиновников в стране по национальности казахи. А в силовых структурах — до 95%. Именно поэтому бытовой национализм иногда проявляется и госслужащими.
«Административка» за молитву
Еще один случай недавно произошел в селе Мерке Джамбульской области Казахстана. Там составили административный протокол в отношении местного священника, иерея Владимира Воронцова за то, что он с детьми молился в горах.
Вместе с тридцатью русскими ребятами из местных семей Воронцов организовал лагерь и повел их в поход. Неожиданно в лагере появились представители местной власти. Они обвинили священника в нарушении законов Казахстана, а именно — местного «Закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях». После этого взялись за детей: каждого допросили, а под конец устроили и «обыск» с переворачиванием палаток.
Произошедшее со временем могли бы и забыть как неприятный инцидент с «перегибом на местах», но почти сразу после погрома в лагере в Управление по делам религий Жамбылской области были вызваны все священники Русской Православной Церкви.
По словам Владимира Воронцова, несмотря на преклонный возраст некоторых священнослужителей, глава управления Омаров разговаривал с ними, как с подчиненными, и на повышенных тонах. И главное, так и не был получен ответ на вопрос о том, почему областные власти вдруг стали запрещать молиться в походах.
«Это проявление административного восторга. В казахстанские кодексы постоянно вносятся отягчающие статьи. Последние были приняты пару недель назад. Понятно, что все эти нормы ориентированы на исламистов, но под раздачу попадают и остальные», — подчеркнул Грозин.
Законы Казахстана признают в одинаковой мере и православие, и распространенный на территории страны ислам ханафитского толка. Более того, уравнивают в правах все традиционные религии.
Я не слышал ничего подобного о таком отношении к священникам в Казахстане раньше. В стране достаточно хорошо относятся к представителям всех религий. Это частный случай, который нужно внимательно изучить и получить информацию. Эмоциональная составляющая понятна. Но почему такое вообще могло произойти — очень тонкий вопрос, который не приемлет рассмотрения в одной плоскости,
— прокомментировал произошедшее Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств.
В Казахстане, как и во многих других республиках Средней Азии, в 1990-е годы появилось огромное количество западных и радикальных исламистских проповедников, и поэтому в нулевые, когда Нурсултан Назарбаев полностью закрепил за собой власть, были приняты законы, которые намного сильнее, чем в России, ограничивают права представителей религиозных конфессий. Например, в стране священнослужителям запрещено работать в тюрьмах.
Носители таких националистических взглядов действуют, как им кажется, против носителей имперской идеи. Опыт решения таких противоречий в мире есть, но Казахстан не особо присматривается к нему. Власти страны пытаются спрятать эти проблемы от посторонних глаз и делают ставку на красивые мероприятия, заявления о толерантности и отсутствие преследований, —сказал политолог Аждар Куртов. — И вместо того, чтобы налаживать диалог, например, между местной властью и представителями религиозных конфессий, они пытаются забежать впереди всех конфессий, якобы налаживая диалог между ними. А с местными чиновниками обычно это не получается сделать.
Казахстан сегодня живет двумя жизнями. Первая — официозная, где нет серьезных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а борьба с радикалами не сказывается на жизни простых граждан. Вторая — повседневная, где все эти вопросы очень тревожат людей, а общественные организации и национальные объединения регулярно обсуждают происходящее между собой и в СМИ. И пока что им удается удерживать ситуацию под контролем за счет того, что они полностью поддерживают официальную позицию руководства страны.
Источник: Царьград