Выпивают время от времени 58% граждан, однако в подавляющем большинстве случаев – не чаще нескольких раз в месяц, а 40% потребителей говорят, что в последний год стали пить меньше (об увеличении объемов потребляемого алкоголя сказали лишь 3%).
В связи с этим мы задали несколько вопросов экспертам, профессионально занимающимся данной темой.
Заведующая отделением профилактики факторов риска ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения РФ Дарья Халтурина
– Прокомментируйте, пожалуйста, обнародованные ВЦИОМ данные.
– Мы видим снижение данных по заболеваемости и смертности, связанной с потреблением алкоголя. В частности, уменьшилось число алкогольных психозов, которые достаточно сложно купировать при помощи частного нарколога.
Хотя надо учесть, что во время опросов люди занижают, замалчивают свое потребление алкоголя. То есть цифры, на мой взгляд, не абсолютно точно отражают ситуацию, но все же говорят о тенденции.
– Чем эта тенденция объясняется?
– Прежде всего, это связано с поворотом политики государства в алкогольной сфере, сейчас к этому относятся серьезнее.
Второй фактор – кризис. Видимо, многие пожертвовали своей алкогольной привычкой: очевидно, у этих людей не было непреодолимой склонности.
Но судя по всему, алкогольному лобби это не нравятся, и вот уже предпринимаются попытки добиться разрешения продавать спиртное на автозаправках. В связи с этим остается полагаться на разумных людей во власти. Многого положительного удалось добиться и не хотелось бы откатываться назад.
– Время от времени звучат предложения повысить до 21 года возраст, когда потребителю разрешено покупать алкогольную продукцию. Вы поддерживаете эту идею или нет?
– К этой идее я отношусь нормально. К 21 году еще не полностью сформирован головной мозг, нейрогенез в этом возрасте еще продолжается, а заканчивается даже немного позже 21 года.
Мнение врача-психиатра, кандидата медицинских наук Игоря Салынцева
– Социологическая статистика свидетельствует о снижении потребления алкоголя, а о чем говорит ваш опыт врача?
– Что касается конкретных цифр, то статистика – упрямая вещь. Однако пациенты продолжают обращаться за помощью, и по ним я не вижу снижения.
– Нередко слышу о так называемом «культурном потреблении алкоголя», то есть пить немного, с хорошей закуской и т.п. Насколько уместо это понятие?
– Надо учитывать, что есть пьяницы, то есть они выпивают, но зависимости у них нет, нет тяги. Есть алкоголики, пьющие запоем, есть каждодневный тип потребления алкоголя с повышением потребления. Есть люди, страдающие депрессиями, и они, «запивая» депрессию, постепенно втягиваются.
Когда в СМИ поднимают вопрос о пьянстве и предлагают пить понемножку, то могу констатировать, что, к сожалению, на такой тип потребления перейти сложно. Если человек склонен к алкоголизации, то ему лучше вообще не пить.
– А как вам предложение продавать алкоголь людям не младше 21 года?
– Это правильная и хорошая идея. К 21 году организм более-менее сформирован, и алкоголь не так пагубен.
Помню времена, когда пропагандировалось пиво. И тогда ко мне приводили подростков 14 лет с хроническим пивным алкоголизмом. Это был конец 90-х, начало 2000-х. Так вот, в 2000-м году вышла статистика о том, что в России было до 10 млн алкоголиков.
Источник: КМ