Конституцию России предлагают менять из-за бедных.

Кроме того – из-за отсутствия “соборности”, солидаризма и из-за отсутствия баланса во системе властных сдержек-противовесов. Предложение об этом публично озвучил глава Конституционного суда Валерий Зорькин, отметив, что “нужны точечные изменения”, а не радикальная реформа. Масла в огонь подливают, как обычно, телеграмм-каналы, анонимные и авторские, выдвигающие одну версию с объяснениями происходящего за другой.

Председатель КС настаивает именно на “точечных” правках Конституции, причем правки эти должны быть сфокусированы расширение идей соборности, солидаризма и даже коллективной ответственности. В духе, цитируем Зорькина, “идей русской философии” XIX века. Цель подобного рода правок, насколько можно понять автора, отказ от “либерально-индивидуалистического подхода к правопониманию”.

Еще одна из центральных мыслей статьи – усталость народа от реформ, тем более, от бедности, куда большую часть населения страны привела нерешенность социально-экономических проблем, несправедливая приватизация государственной собственности. Впрочем, каким таким чудесным образом изменение акцентов в Конституции приведет к искоренению бедности в России, автор не стал расшифровывать. Ограничившись обтекаемыми и сильно растяжимыми по смыслу общими фразами о справедливости и прочем.

Валерий Зорькин, рассуждая об опасности застоя и загнивания политической системы, выдвигает идею о конкурентности в отношениях “правящее большинство – парламентская оппозиция”.

Наконец, еще одна важная и глубокая мысль, озвученная главой КС в своем выступлении – “реализация доктрины конституционной идентичности”, тех принципов, которыми государство Россия не может и не должно поступаться в угоду наднациональным институтам и органам. Например, тому же Европейскому суду по правам человека. Таким образом, насколько известно, впервые государственный чиновник высочайшего уровня выступает за приоритет российского над международным правом.

Здесь уместно вспомнить историю собственно Валерия Зорькина, первого председателя Конституционного суда России, который в результате драматических событий осени 1993 года (расстрел Верховного Совета и конституционный кризис) тогда же был лишен полномочий, а вновь получил эту должность лишь через десять лет. В марте 2003 года. Кстати, 31 января текущего года Зорькин был благополучно переизбран председателем КС на новый, шестилетний срок полномочий.

Получается, что хотя напрямую в разработке и принятии ныне действующей Конституции образца декабря 2003 года Зорькин участия не принимал (отстранение от должности и чуть ли не преследование за “политическую деятельность” из-за поддержки Руслана Хасбулатова и Александра Руцкого), все последующие изменения в Основном законе он поддерживал.

Сразу после занятия Зорькиным должности председателя КС в 2003 году он поддержал идею Владимира Путина об отмене прямых выборов глав субъектов Российской Федерации, также Конституционным судом были поддержаны изменения сроков по полномочиям депутатов Госдумы, президентского шестилетнего срока.

И вся критика, сосредоточенная в статье самого Зорькина существующих порядков, во многом может быть обращена лично к нему самому и возглавляемому им на протяжении пятнадцати последних лет органу.

“Хочу напомнить, что такие выступления в журналах или газетах Валерия Зорькина не являются чем-то новым для сегодняшнего дня, – уточняет кандидат философских наук, профессор, экс-сотрудник Администрации президента Олег Матвейчев, – он регулярно выступает с собственными взглядами на Конституцию, развитие правовых отношений, так что это не новость.

И, кстати, просто знаю, не всегда власть оценивала выступления Зорькина как “своевременные”, так что дискуссии по поводу его идей возникали и возникают. Если по существу говорить, то вообще-то в плане отказа от приоритета международного права и признания приоритета российского права глава КС строго следует традиции, заложенной еще Гегелем (Георг Вильгельм Фридрих Гегель, один из столпов европейской философии. – прим.) в классической работе “Философия права”

По его мнению, было большой ошибкой в свое время признать для суверенного государства, коим является или хочет являться Россия, приоритет наднациональных институтов над российскими. При этом это включает любые аспекты – правовые, полицейские, военные.

“Если следовать мысли Гегеля, то государство само по себе является самодостаточным органом. Могло в принципе так сложиться, что на Земле было бы одно государство, примеры великих империй в прошлом мы знаем. Государства всегда в истории входили в союзы, выходили из них, заключали-нарушали договоры, пример перед глазами – нынешние Соединенные Штаты, которые то заключают договор по иранской сделке, то выходят из него, то же самое договор по ПРО и еще куча прецедентов.

В общем, Зорькин безусловно прав, предлагая вернуться к приоритету национального права над международным”, – комментирует Матвейчев. Добавляя, что Конституция, если, конечно, ее понимать как рабочий документ, а не как мертвую догму, нуждается в обновлениях и дополнениях, следующих за самой жизнью.

Политолог Максим Жаров также заявляет о выступлении Зорькина не как о некоем прецеденте “здесь и сейчас”, а о более или менее постоянном процессе. Другое дело – глубинный смысл выступления Зорькина, направленный конкретным группам в России и, возможно, за границей Отечества.

“Думаю, что статью председателя Конституционного суда можно в данном контексте рассматривать как некий ответ на появившиеся в последнее время разговоры о необходимости реформ. Включая идеи, которые бродят в некоторых элитных группах о реформе госвласти, если вообще не превращении России в вариант Китайской республики с их Госсоветом и другими коллегиальными органами.

Мне кажется, что Зорькин не инициировал разговоры об изменении Конституции, а как раз ответил тем элитам, которые через различные СМИ, те же телеграмм-каналы в последнее время поднимают тему “назревших преобразований”, – отмечает Максим Жаров.

По словам политолога, введенные и тем более только ожидающиеся санкции со стороны США и ряда европейских стран сильно взвинтили настроения в российских элитных кланах и группах. Кто-то, как собственник En+ Group Олег Дерипаска или, скажем, Виктор Вексельберг с его зарубежными активами, уже несут ощутимые потери.

Отсюда – желание минимизировать риски, наладить отношения с Западом, в том числе через “перезапуск Конституции” и устранения (ограничения) власти главного раздражителя, то есть президента Владимира Путина.

“Мы же видим, что отдельные телеграмм-каналы начинают нагнетать обстановку, вбрасывать информацию, что чуть ли не принято уже решение о реформировании Конституции в декабре 2018 года, о переходе едва ли не к парламентской республике. Все это, считаю, является отражением внутриэлитных страхов и конфликтов”, – замечает Жаров. Отмечая, что Зорькин в противовес “горячим головам” из пространства телеграмм-каналов говорит именно о “точечных” изменениях. А не о радикальной реформе.

Стоит сказать, что действительно известный своими инсайдами НЕЗЫГАРЬ буквально на днях “обрадовал” публику новостями о готовящейся конституционной реформе. И в рамках этого – приближающимися… досрочными выборами нового президента, якобы процесс чуть ли не самим Путиным и запущен и его не остановить.

“Мне кажется это как раз организованным вбросом со стороны тех групп влияния, которые, как я сказал, на сегодняшний день больше всего страдают от санкций”, – говорит Максим Жаров. Версия, что и говорить, заслуживающая внимания. Тем более что самому Дерипаске из-за океана стали поступать предложения, “от которых нельзя отказаться”, именно в последнее время.

Учитывая действительно имеющиеся уже последствия от санкций для экономики страны (замедлившийся рост, “сокращение кормовой базы” для главных бенефициаров сложившейся системы, повышение налогов, в конце концов даже пенсионная “реформа”) вариант с попыткой примирения с Западом путем вмешательства в Конституцию исключить нельзя.

Интересно, что до сегодняшнего дня ни одно официальное лицо (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков или кто-то из властной вертикали, например, спикеры обеих палат парламента) не прокомментировали статью. Председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников вообще по сути отмахнулся от вопросов журналистов, заметив лишь, что, цитируем по открытым источникам, “реформа не нужна”.

Тем не менее, стоит обратить внимание, что концептуально пути реформирования принципиального устройства власти в РФ начали обсуждаться и с определенной периодичностью вбрасываться с приходом в АП на должность куратора внутренней политики Сергея Кириенко. Который в последние дни часто мелькает на федеральных каналах в связи со стартом второго сезона конкурсы “Лидеры России”.

Без сомнения, в существующей политической системе на сегодняшний день присутствует огромное напряжение, которое прорывается чрезвычайно неприятными для власти эксцессами в виде то “приморской аномалии”, то серьезным падением рейтинга главных действующих лиц. Оставить все как есть и пустить на самотек по принципу “само рассосется когда-нибудь” в Кремле, наверное, не готовы.

Только вот повод ли это для нового “извода” Конституции, принятой четверть века назад в буквальном смысле на крови? Возможно, и правда часть элит забегает вперед, но примечательно уже то, что это происходит спустя всего полгода работы Владимира Путина на его последнем шестилетнем сроке и аккурат после того, как он взял на себя всю полноту ответственности за повышение пенсионного возраста.

 

Источник: Накануне ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *