Закон о блокировке банковских карт породил новый вид мошенничества. Аферист представляется сотрудником одного из банка, а дальше в ход идёт красноречие и искусство убеждения.
SMS-сообщения, послания в мессенджерах и соцсетях. Для того чтобы ввести держателя пластиковой карты в заблуждение, в ход идут любые средства коммуникации. На номер потенциальной жертвы приходит сообщение, якобы от банка, в котором говорится либо о блокировке карты, либо о некой интернет-покупке. Ниже номер телефона, по которому любезно предлагается уточнить информацию, а на самом деле выведать данные карты.
Жительница Саратова Ольга Филиппова рассказала:
Мне сказали: вы попали в службу безопасности банка ВТБ. Это был мужской голос. Я объяснила ситуацию, что с моей карточки произошло списание денег, на что мужчина ответил: «Хорошо, мы сейчас проверим все эти данные. Назовите номер вашей карточки». Номер карты я не назвала. Сказала, что не буду называть. Мужчина на том конце провода сказал до свидания и положил трубку. Скорее всего, это были мошенники.
К счастью аферистов, бдительность проявляют не все граждане. В прошлом году было зафиксировано 313 тысяч транзакций, в результате которых владельцы пластиковых карт перевели мошенникам более 1 млрд рублей. Ожидается, что этот год станет ещё более урожайным для тех, кто решил «договориться с совестью».
Очередную волну мошенничества, если не сказать цунами, запустил закон, согласно которому банки обязаны при установлении подозрительного характера операций заблокировать карту на срок до двух рабочих дней и направить клиенту запрос о подтверждении операции.
Такого рода сообщения стали излюбленным методом аферистов. Причём человек, который попался на удочку мошенников, возможности вернуть свои деньги оказывается лишён.
Зампредседателя подкомитета по платежным инструментам Комитета ТПП России Тимур Аитов рассказал Царьграду, что 75% хищений сегодня совершается методами социальной инженерии. «Самое печальное то, что клиент полностью, на 100%, лишён возможности опротестовать эту противоправную мошенническую транзакцию по той простой причине, что он сам добровольно ее выполнил, – указал эксперт. – В соответствии с договором банковского счета, банк обязан выполнять указание клиента, и клиент своими руками перевел деньги злоумышленникам».
Однако риски остаться без денег на карте можно свести к минимуму. В первую очередь, специалисты советуют не звонить по телефону, указанному в SMS. Вместо этого нужно воспользоваться номером колл-центра, который указан на официальной странице банка. Нельзя сообщать код проверки, который пришёл на телефон третьим лицам, даже сотрудникам финансовой организации. Они могут оказаться мошенниками. Ещё один совет – не хранить все финансы на одной банковской карте.
Адвокат Алишер Захидов также рекомендует иметь еще одну карту и хранить на ней небольшое количество денежных средств для оплаты коммунальных платежей, штрафов ГИБДД и иных текущих счетов. «Это 5, 10, 15 тысяч рублей. Если использовать такой платежный инструмент, тогда риски будут не такие великие», – уверен юрист.
SMS-мошенничество не знает жалости. В первую очередь от действий телефонных аферистов страдают те, кто с современными технологиями, что называется, «на вы» – люди старшего возраста. 80% обманутых граждан – пенсионеры.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян подтвердил растущее число финансовых афер и дал некоторые рекомендации в случае возникновения подобной ситуации.
«Здесь рецепты вроде простейшие, очевидные, – указал господин Тосунян. – Во-первых, не реагировать на SMS по тому алгоритму, который они предлагают. На незнакомые телефоны не звонить ни при каких обстоятельствах. Звонок по случайному телефону – самый большой риск: не только списать могут, не только идентифицировать ваш номер телефона с картой, если вы еще и карту назовете, но, набрав этот номер телефона, вы можете за звонок заплатить приличную сумму».
Источник: Царьград