Киеву, возможно, пора настраиваться на новые территориальные потери. Последние новости сегодня. Свежие новости.

Граждане Украины массово евроинтегрируются в индивидуальном порядке, а украинские чиновники вместо того, чтобы улучшать жизнь своим соотечественникам, позорно хамят иностранным коллегам.

Отношения между Украиной и Венгрией, некогда бывшие относительно теплыми, стали портиться после Майдана, а в 2017 году их градус упал настолько, что они буквально покрылись льдом. Все дело – в Закарпатье.

Этот регион, отделенный от основной части Украины Карпатскими горами, столетиями входил в состав Венгрии, и до ХХ века практически не находился в составе восточнославянских государственных объединений (если не считать краткосрочных и не особо достоверных связей с Галицко-Волынским княжеством).

Большую часть населения Закарпатья составляют русины – народ с не до конца изученной историей, а также уникальными языком и культурой, который только в ХХ столетии объявили «этнической группой» украинцев. А в четырех приграничных районах области компактно проживают около 150 тыс. этнических венгров.

В советские времена они имели достаточно широкие национально-культурные права, и после развала СССР по инерции некоторое время их никто не трогал. В 2000-е годы к венграм, судя по информации в СМИ, начали эпизодически проявлять интерес украинские спецслужбы и ультраправые деятели.

Дабы облегчить жизнь зарубежным соотечественникам, официальный Будапешт негласно инициировал выдачу им венгерских паспортов. Киев на данную практику достаточно долго закрывал глаза – хотя двойное гражданство на Украине номинально запрещено, никаких санкций за это законами Незалежной предусмотрено не было. Тем более, таким образом был ликвидирован потенциальный очаг социального напряжения.

Сегодня, например, средняя зарплата в украинской части Закарпатья составляет около 200 евро в месяц на руки. А просто после пересечения границы обладатель венгерского паспорта спокойно может устроиться работать на стройку евро за 800 и более.

Кроме того, по данным украинских чиновников, пожилые венгерские граждане, живущие на Украине, получают пенсии в районе 13 тыс. гривен, гражданам Незалежного того же возраста приходится довольствоваться почти в десять раз меньшими выплатами.

Украинские власти, по сути, банально пользовались тем, что чужое государство обеспечивало их соотечественников, да еще и «загоняло» в страну валюту.

Ситуация начала стремительно меняться после Майдана и воцарения в политическом пространстве Украины ультраправых политических трендов. На этом фоне открытую обеспокоенность судьбой венгров Закарпатья высказывали преимущественно представители партии «Йоббик».

Однако официальный Киев постепенно начал скатываться к откровенно неонацистской политике, одним из проявлений которой стал фактический запрет на использование в средней и высшей школе, СМИ, рекламе и кинематографии каких-либо языков, кроме украинского.

Учитывая то, что родным языком для абсолютного большинства живущих на Закарпатье венгров является именно венгерский, лингвоюридические новшества киевского режима ставили их в заведомо уязвимое положение.

Официальный Будапешт сначала пытался договориться с Киевом по-хорошему, однако тот уже фактически находился в заложниках у правого электората и оказался недоговороспособным.

Вместо того чтобы искать компромисс, киевские власти занялись превращением венгров в очередную вымышленную угрозу. Оскорбления в адрес мадьяр стали регулярно звучать от правых популистов, пошли разговоры о размещении в местах компактного проживания венгров базы ВСУ.

На этом фоне ужесточить свои позиции пришлось к официальному Будапешту, создавшему для защиты прав соотечественников даже специальную должность министра по делам Закарпатья и приступившему к блокированию совместных мероприятий Украины с НАТО и ЕС.

Правда, вот уже несколько месяцев отношения Киева и Будапешта обходились без «экстремумов». Венгерские власти высказали свои пожелания относительно внесения Украиной изменения в языковое законодательство и ожидали ответа.

Однако в середине сентября в сети Интернет неожиданно «всплыло» видео с записью процедуры торжественного вручения венгерских паспортов в консульстве Венгрии на Закарпатье – с клятвой, праздничным шампанским и рекомендациями не афишировать данный факт перед украинскими официальными органами.

Причем запись сделал, согласно данным, обнародованным в СМИ, украинский силовик – пограничник. О том, как именно это произошло, история пока умалчивает.

Хотя, судя по заявлениям официальных лиц, на Закарпатье было выдано в общей сложности свыше 100 тыс. венгерских паспортов, и все об этом прекрасно знали, видео имело эффект разорвавшейся бомбы.

На Интернет-форумах и в соцсетях появились призывы «дать венграм по зубам». Украинских мадьяр, якобы имеющих венгерское гражданство, стали заносить в печально известную базу «Миротворец». СБУ возбудила уголовное дело (правда, неизвестно, по какой статье, так как приобретение и предоставление второго гражданства на Украине формально правонарушением не является).

А глава МИД Украины Павел Климкин в хамской манере объявил, что заставит венгерских чиновников выдавать паспорта только в Будапеште. Его риторика при этом напоминала не слова главы внешнеполитического ведомства, а стиль общения гопника-маргинала.

Реализовать свое обещание Климкин собрался на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке. Однако, что-то пошло не так. Украинский министр спросил у своего венгерского коллеги Петера Сийярто, планирует ли он отзывать своего консула с Закарпатья. А потом пообещал, что если этого не произойдет, Украина вышлет консула сама.

Глава венгерского МИД заявил, что его подчиненный не нарушал международного законодательства, и что если украинская сторона безосновательно выдворит консула, то тогда один из украинских дипломатов вынужден будет покинуть Венгрию. Также Сийярто, по словам Климкина, пообещал, что будет и дальше помогать мадьярской общине.

Глава венгерского МИД оказался «под впечатлением» от общения с Климкиным. Действия Украины он назвал недружественными и рискованными, пообещав не дать Киеву запугать закарпатских венгров.

А Порошенко он обвинил в подстрекательстве к ненависти к венграм и предположил, что украинский президент таким образом пытается поднять свой невысокий рейтинг. Сийярто также высказал надежду на то, что выборы, возможно, на Украине что-то изменят.

Вишенкой на торте противостояния Незалежной с европейским государством стало обнародование в украинских СМИ без комментариев видео переброски колонны бронетехники из Львовской области в Закарпатье.

Для разжигания воинственного духа Киеву уже не хватает одной русофобии. Украинские власти пытаются полным ходом эксплуатировать идеологию «осажденной крепости». Однако тот факт, что они при этом не считаются с правами и чувствами многих тысяч людей, может привести к тому, что закарпатцам придется защищать свои свободы, а венграм – оказывать помощь соотечественникам.

В этом случае у киевского режима есть шанс втянуться в конфликт не с нелюбимой Западом Россией, а с одной из стран ЕС и НАТО.

Несмотря на сложности в отношениях между Орбаном и европейски неолиберальными элитами, Венгрия для Брюсселя – все равно «своя». И в случае перехода конфликта в «горячую» стадию, неизвестно, чем это все может закончиться.

В любом случае, уж точно, не победоносным парадом ВСУ по улицам Будапешта. Международный опыт с Косово и Южным Суданом убедительно доказывают, что, когда нужно, «сепаратизм» в глазах европейских демократов превращается, в совершенно правомерную борьбу за «самоопределение» и «защиту своих законных прав».

Возможно, Киеву уже сейчас пора понемногу настраиваться на новые территориальные потери?

 

Источник: КМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *