Если бы Reuters знало прикуп, то жило бы в Сочи: почему США и ЕС не стоит беспокоиться по поводу падения продаж российской нефти в ЕС.

Последние новости сегодня. Свежие новости.

Как сообщает агентство Reuters, в России наблюдаются признаки падения добычи нефти. Свой вывод европейские специалисты делают на основании заключений нефтеперерабатывающих заводов Германии, Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, получающих нефть марки Urals по нефтепроводу “Дружба”.

Суть в следующем. По ГОСТу 51858 еще 2002 года традиционная российская экспортная марка Urals получается путем смешения легкой нефти из еще советских месторождений в Западной Сибири и тяжелой сернистой нефти из Башкирии и Татарстана. Уровень серы в итоговом коктейле должен находиться в пределах от 0,61 до 1,8%, а плотность составлять 853,7 – 873,5 килограмм на кубометр. Под эту специфику оптимизированы техпроцессы и оборудование НПЗ европейских покупателей.

Однако уже в январе текущего года содержание серы в северной ветке “Дружбы”, уходящей в Польшу и Германию, неоднократно подымалось до 1,81 и даже 1,85%, что отрицательно сказывается на КПД оборудования, оборачиваясь в итоге ростом издержек (а значит и себестоимости) получаемых конечных продуктов, вкупе со снижением объемов выхода бензинов и прочих “легких фракций”, имеющих на рынке наибольшую цену. Как следствие, уменьшалась общая прибыль НПЗ.

В результате, для сохранения техпроцесса, предприятия вынуждены домешивать в коктейль легкую, но значительно более дорогую ближневосточную нефть. Потому что с простоем на переналадку оборудования издержки оказываются еще больше. К слову сказать, сама проблема отмечалась еще в прошлом году и стала основанием для заметной переориентации продаж нефти Саудовской Аравии в Европу в ущерб ЮВА. Хотя цены получаются несколько ниже азиатских, однако и издержки на доставку оказываются существенно ниже, так  как плечо доставки выходит значительно короче.


Из всего упомянутого Reuters делает два одинаково негативных вывода. Во-первых, якобы у России заканчивается нефть. Во-вторых, якобы саудиты уверенно вытесняют русских из Европы. И продолжает нагнетать ситуацию. Мол, для страны, чей ВВП на 12,5% формируется за счет экспорта углеводородов, происходящее является зловещим звоночком. Отсюда, мол, следует, что текущими темпами Москва скоро не сможет обеспечивать сохранение стандарта Urals, что приведет к отказу Евросоюза от российских поставок в целом. Косвенно это даже преподносится в качестве доказательства эффективности американских санкций, направленных против нефтедобывающих компаний России.

Впрочем, как оно в последнее время все чаще оказывается, все сказанное выше есть правда, только далеко не вся.

Добыча на старых месторождениях Западной Сибири действительно снижается. Если в 2013 году там было добыто 976 тыс.т., то в 2014 уже только 858 тыс. т., а в 2015 – 661 тыс. т. Месторождения старые, добыча на некоторых из них ведется еще с 1965 года. Потому про санкции, агентство говорит сущую правду. Они действительно осложнили доступ к технологиям и оборудованию, необходимым для модернизации скважин для повышения их текущего КПД.

Однако к этой причине в действительности присоединилась и другая. Если во второй половине ХХ века ключевых потребителей нефти было два – Европа и США, из которых мы могли активно развивать сотрудничество только с Европой, то сегодня спрос на нефть в Азии по объему превосходит европейский. Плюс к тому цены там выше европейских. В результате заметная часть объемов даже западносибирской добычи начала все больше переориентироваться на Китай.

По данным добывающей не менее 40% российского объема компании “Роснефть”, ее поставки в Азию за первое полугодие текущего года увеличились на 17,1%.  Примерно на столько же (на 18%) за тот же период упала перевалка нефти в балтийских портах. И на “Дружбу”, для получения Urals, легкой нефти действительно стало заметно меньше.

Вот только про снижение российской нефтедобычи в целом эксперты Reuters несколько поторопились. По данным Минэнерго РФ, прогноз общей добычи на текущий год повышен относительно прошлогодних оценок на 3,5 млн. тонн, т.е. всего за 2018 год предполагается добыть уже 551 млн. т., а в 2019 – 555 млн. т., тогда как за 2017 ее было получено 547 млн. т.

Так что о падении говорить не приходится. И даже предполагать, что это все только за счет высокосернистых сортов Башкирии и Татарстана не приходится тоже. Просто из всех разведанных на территории РФ запасов в разработке находится всего 24% месторождений, из которых большинство составляют “старые”, времен еще довоенной геологоразведки, то есть те, которые обеспечивали топливом танковые армии, дравшиеся на Курской дуге и штурмовавшие Берлин. Тогда как 76% открыты, но на данный момент либо не разрабатываются, либо разработка которых только началась. И тут нам санкции не мешают никак. Ибо главным оказывается совсем другой вопрос – дальше ее направлять куда?

Из общего разведанного объема примерно 20% или примерно 16 млрд. тонн нефти находятся на месторождениях от Европы далеких, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Объем их текущей разработки едва достигает 11,8%, причем в большинстве своем находящаяся там нефть как раз легкая. Не такая, как арабская, по мировым стандартам она считается среднесернистой, как и та, что добывается в Западной Сибири. Другой вопрос – а так ли нам надо ее возить в Европу, если до Азии и Китая гораздо ближе, а цены там выше?

Собственно, ответ на него виден уже из отчета “Роснефти”. Впрочем, Главное таможенное бюро КНР приводит еще более интересные цифры. Только в декабре прошлого года Китай получил из России 5 млн. тонн нефти, обогнав еще совсем недавно главных поставщиков Поднебесной – Саудовскую Аравию (4,29 млн. т) и Анголу (4,68 млн. т.). В этом году российские объемы увеличились еще на 24%.

В общем, Reuters по-своему, конечно, прав. Нефть в России действительно заканчивается, но не вообще, а только для Европы. Бывшему центру мировой Цивилизации понять, а тем более, принять эту тенденцию пока сложно. Но придется. В условиях поддержки американских санкций России целесообразнее и существенно дешевле от новых месторождений тянуть логистику в Азию, чем в Евросоюз. Кстати, под это дело вовремя подсуетилась Монголия, вышедшая с предложением на довольно интересных условиях проложить через ее территорию нефтепроводы из Восточной Сибири в Китай. В настоящий момент разрабатывается технико-экономическое обоснование проектов.

Так что Евросоюзу придется привыкать жить в новых экономических реалиях. В новой конфигурации глобального мира, с центром в Азии, Евросоюз неизбежно становится весьма далекой окраиной. Нет, ожидать превращения Европы в аналог Прибалтики стоит вряд ли. Все же населения больше и доля промышленности в экономике одна из самых высоких в мире. Но рынок… все решает рынок. Пока, поддерживая американские санкции, Брюссель собственными руками делает поставки удобной и дешевой российской нефти для нас неинтересными. Хорошая тема задуматься – с кем действительно стоит дружить, а с кем – не очень.

Впрочем, когда арабская дорогая нефть в Европе окончательно «вытеснит» российскую, средний уровень котировок в ЕС неизбежно поднимется. По экспертным оценкам, процентов ориентировочно на 16-17% относительно нынешних цен. Возможно, даже больше. Тогда, может быть, у нас тоже появится интерес снова возить легкую нефть в Европу. Но, вероятнее всего, уже танкерами по Севморпути.


Источник: iarex

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *