Подписание в Кремле 23 августа договора о ненападении с Германией стало одной из самых удачных внешнеполитических акций России за всю её историю. Последние новости сегодня. Свежие новости.

23 августа 1939 года в Кремле министрами иностранных дел России и Германии – Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом – в присутствии советского лидера Иосифа Сталина был подписан Договор о ненападении между обеими странами, изменивший ход мировой истории.

В самом документе не было ничего особенного. Он состоял из семи коротких статей и дополнительного секретного протокола. Так, стороны, в частности, обязывались воздерживаться от агрессии в отношении друг друга, не поддерживать агрессию третьих стран против другой стороны, не вступать в военные союзы, направленные против кого-то из них. В Пакте был прописан механизм мирного урегулирования споров. Действие договора предусматривалось на 10 лет, с автоматическим продлением каждый раз на пять лет.

Чтобы не создавать почвы для конфликтов, в секретном протоколе были обозначены «границы сфер интересов». Эстония, Латвия, часть Польши и Бессарабия отходили к России, другая часть Польши и Литва – в зону интересов Германии. Позднее Сталин предложил, а Гитлер согласился обменять Литву на часть польской территории, после чего совместная граница прошла примерно по разработанной в своё время в Лондоне «линии Керзона». Таким образом, Россия получала обратно то, что незаконно было отторгнуто у неё совместными усилиями кайзеровской Германии и её собственных «союзников» по Антанте.


Пакт Молотова-Риббентропа, как часто называют это обычное для того времени соглашение, так как подобного рода документы Берлин подписал с целым рядом европейских стран, в том числе с Польшей, стал невероятной удачей для России. По его итогам страна, стоявшая одна против всех, приговоренная к гибели в неравной борьбе в результате коварных западных интриг в грядущей войне, оказалась ведущей силой широкой антигитлеровской коалиции, обзавелась могущественными союзниками и закончила войну в ранге супердержавы.

Никто не знал до последнего, кто с кем будет воевать

После слов экс-британского премьера Ллойда Джорджа, что с падением царской власти в России выполнена одна из двух главных задач, стоявших перед британцами в Первой мировой войне, «договариваться» о чем-то с такими «союзниками» при обычных условиях вообще не имело ни малейшего смысла. Они могли временно превратиться в реальных союзников только в борьбе против общего врага, но этот враг для начала должен был начать войну именно с ними. Что Сталин и предоставил совершить Гитлеру. Тот послал фон Риббентропа в Москву, но на всякий случай санкционировал в то же самое время тайные переговоры с Лондоном, которые проводил с британским руководством немецкий посол Герберт фон Дирксен. С англичанами у немцев договориться на равных не получилось, и Герман Геринг, находившийся в готовности вылететь в Лондон подписывать совсем другой Пакт, уже направленный против России, туда так и не полетел.

Зато Риббентроп полетел в Москву. Причем в условиях, когда попытка России договориться с Англией и Францией о противодействии германской агрессии в Европе по вине Лондона и Парижа зашла в тупик. Эти переговоры начались в Москве 11 августа и велись со стороны Англии и Франции только для того, чтобы напугать Гитлера и заставить его договариваться с ними. С российской стороны в них были задействованы первые лица страны во главе с маршалом Ворошиловым и всё военное руководство, которых направлял Сталин. Их визави были второстепенные представители Англии и Франции – адмирал Дракс и генерал Думенк, которые имели инструкции от своих правительств тянуть время и не брать на себя никаких конкретных обязательств.

Лондон и Париж хотели во второй раз проделать с Россией то, что совсем скоро проделали и с доверившейся им Польшей: столкнуть немцев и русских лбами, истощить в кровавой войне, а потом выйти на сцену и вновь сорвать куш.

Почти за две недели до прибытия фон Риббентропа в Москве начались оказавшиеся бесполезными переговоры с военными миссиями Англии и Франции по обузданию германской агрессии – Сталин использовал все шансы, даже мизерные. Фото: www.globallookpress.com

США, как и в Первую мировую войну, хотели войны всех против всех. Это давало им шанс выйти из экономической депрессии, объявив себя «арсеналом демократии», без спешки создать огромную армию, а затем, немного повоевав «малой кровью и на чужой территории», продиктовать истощенному и обессиленному миру свои условия, установить в нём своё господство. У Вашингтона почти всё получилось, как и было задумано.

Сталин не знал до конца всей этой игры, но ему хватило прозорливости понять очевидное: альтернативы Пакту с Гитлером нет. Или ему удастся повернуть агрессию Германии на Запад, или она обратится против России. Либо гитлеровский рейх через Польшу сцепится с объявившими Германии войну, но не собиравшимися её вести, Францией и Англией, либо Германия вместе с Польшей, другими вассальными странами Европы, при активной поддержке держав «Антикоминтерновского пакта» – Италии и, главное, Японии, за спиной которых будут маячить те же Англия и Франция, – пойдут войной на Россию. Устоять в такой войне будет невозможно.

Благодаря Пакту, за который сегодня русским предлагают каяться, мы получили следующее.

После подписания Пакта о ненападении в Кремле состоялся банкет, на котором хитрый Сталин предложил тост за здоровье Гитлера, которого «так любит немецкий народ». Фото: www.globallookpress.com

Минус Япония

Во-первых, благодаря Пакту из числа противников России удалось выбить Японию, которая могла доставить нашей стране массу неприятностей. Собственно, Дальневосточный фронт был создан в июне 1938 года. Один конфликт на восточных рубежах страны сменялся другим. Как раз в момент подписания Договора о ненападении с Германией Красная армия разгромила японцев на реке Халхин-Гол, русские летчики и военные эксперты воевали с японцами в Китае. Обеспечив подписание Договора, Сталин сорвал тем самым союз японцев с немцами, направленный против России.

25 августа 1939 года МИД Японии заявил Берлину протест, так как этот Договор «противоречит Антикоминтерновскому пакту». Уже 28 августа правительство Японии, делавшее ставку на войну вместе с Германией против СССР, почувствовав себя преданным союзником, ушло в отставку. Ни до этого, ни после японское правительство не уходило в отставку по причине заключения соглашения между третьими странами. Новое японское правительство составили сторонники экспансии на юг. В сентябре 1939 года они подписали перемирие с Россией, а в апреле 1941 года, чтобы отомстить немцам, о планах нападения которых на Россию им было известно, – Пакт о нейтралитете.

Ни разу в ходе грядущей войны Япония не задумывалась всерьез об ударе в спину России, даже когда той было очень трудно. Не допустить захвата немцами Москвы в ноябре 1941 года удалось только благодаря переброске на запад отлично обученных сибирских дивизий.

Молотов в этой связи в конце своей жизни вспоминал, что «Япония сильно обиделась на Германию», когда Гитлер «без согласования» «подписал с нами Договор о ненападении», после чего из их союза «ничего толком не получилось». В результате Россия сама выбрала в 1945 году, после Победы над Германией, время и место, чтобы взять реванш за проигранную Русско-японскую войну 1904-1905 годов и вернуть потерянные земли на Дальнем Востоке.

Одной тяжелой кровопролитной войной меньше – вот первый результат для России Пакта Молотова-Риббентропа.

Глава МИД и заместитель Сталина Вячеслав Молотов тоже был незаурядным политическим деятелем. Фото: www.globallookpress.com

Минус Польша

Во-вторых, хотя сегодня об этом мало кто знает, до подписания Пакта с Гитлером, в Москве были уверены, что России предстоит воевать одновременно с Германией и Польшей, у которой была довольно сильная миллионная армия. В течение целого ряда лет западные спонсоры Гитлера закрывали глаза на все его территориальные приобретения, мирились с исчезновением целых стран только для того, чтобы он смог воссоздать огромную немецкую армию и двинуться вместе с поляками на восток. Именно для этого Гитлеру сдали Чехословакию, в разделе которой приняла участие Польша, не позволили России помочь Праге в отражении немецкой агрессии, ради чего в 1938 году в ней проводилась даже частичная мобилизация. Поэтому и на Мюнхенскую конференцию, где блистали Гитлер и Муссолини на фоне толкавших их на восток лидеров Англии и Франции, Россию тоже не пригласили. На Гитлера «обиделись», и его впервые назвали «агрессором» в Лондоне и Париже лишь в марте 1939 года, когда он не стал присоединять к Германии Словакию и подарил венграм так называемую Закарпатскую Украину. Поскольку Англия и Франция рассчитывали, что вместе с поляками он вскоре присоединит к ней Украину советскую. Ради этого они и пожертвовали Чехословакией, запретив чехам сопротивляться.


Мало того, чтобы всё-таки столкнуть вышедшую из повиновения Германию и Россию, им пришлось пожертвовать и разделявшей их, созданной ими же в своё время Польшей. Варшаве её западные «покровители» приказали разругаться с Берлином, еще вчера ближайшим союзником, заранее зная, что в случае войны никакой реальной помощи поляки от англо-французов не получат. И если бы только это. Всё было сделано для того, чтобы немцы победили поляков с минимальными потерями, чтобы у них осталось достаточно сил для дальнейшего похода на враждебный до заключения Пакта восток. Париж и Лондон, однако, не ожидали, что Гитлер вначале займется ими, что французы, имевшие, как считалось, сильнейшую армию в Европе, капитулируют за один месяц, а британцы, бросив всю военную технику и почти все оружие на континенте, еле-еле унесут ноги через Ла-Манш на свои острова, по милости того же Гитлера. И что немцы безвозвратно потеряют в ходе французской кампании всего 27 тысяч человек. Впрочем, последнего не предвидел и Сталин. В такое было вообще трудно поверить.

До самого последнего момента Германия и Польша готовились воевать вместе как союзники против России. Фото: www.globallookpress.com

Тем не менее, руками одного хищника – Германии – был ликвидирован другой хищник, поменьше – Польша, которые еще вчера планировали совместный поход на Россию, но по причине непомерных амбиций поляков не смогли договориться о разделе добычи. А ведь польская армия была намного сильнее армий Румынии, Словакии, Финляндии и Италии, которые приняли потом участие в военных действиях в России. Если бы немцы и поляки были вместе, кто знает, чем бы всё это закончилось.

Россия расквиталась с «союзниками»

В-третьих, как уже отмечалось выше, Россия путем заключения Пакта с Гитлером направила его агрессию на запад – на страны, которые взрастили и позволили вооружиться нацистской Германии, закрывали глаза на все её безобразия, дарили летние и зимние Олимпиады, славили фюрера, который считался абсолютно легитимным и уважаемым государственным деятелем. В горную резиденцию канцлера Германии в Берхтесгадене выстраивалась целая очередь из западных политиков. Они бы гордились и восхищались собственной мудростью, если бы им самим удалось подписать направленный против России Пакт с Гитлером, и их нисколько не смутили бы тайные приложения к договору, что было в то время общераспространенной практикой.

Речь шла, таким образом, об историческом воздаянии, восстановлении справедливости, поскольку именно Англия с Францией втянули Россию в ненужную ей Первую мировую войну. Они хотели использовать русских как пушечное мясо («русский паровой каток»), обречь на поражения, поменять в ходе войны в России общественно-политический строй, развалить и ослабить «союзную» страну, нарезав из её тела послушные себе государства. Как уже говорилось, вначале планировалось сокрушить Россию, а потом и Германию. Так и вышло. И вот теперь за эту подлость настала расплата, по крайней мере, для Франции.

Россия получила настоящих союзников

В-четвертых, как это ни парадоксально, именно такая политика России не только обеспечила ей два года мирной жизни, но и сотворила настоящее чудо: «союзники» стали союзниками. Настоящими. Без кавычек, несмотря ни на что. Сталин добился того, чего не удалось Николаю II, потому что был такой же коварный, как и его западные визави, и те просто стали бояться его обманывать, причем именно после заключения Пакта с Гитлером. Они оценили, какую тонкую, хитрую и коварную игру он разрушил. В отличие от последнего русского царя Сталина на Западе уважали: военная помощь России в годы Второй мировой войны была достаточно щедрой и реальной, англичане даже делились с Москвой хитроумным образом до конца 1943 года самой секретной развединформацией, которая очень помогла выстоять в первые годы войны. В Первую мировую войну ничего подобного не было, хотя «союзники» тоже были в курсе всех немецких секретов. На этот раз союзники без кавычек вполне успешно координировали свои военные усилия, чего опять же не было в 1914-1917 годах.

Помощь союзников по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны, боевые действия против немцев и их союзников в Северной Африке, Италии и Западной Европе спасли много русских жизней, даже если кому-то в России казалось, что этого мало. Фото: www.globallookpress.com

Можно сказать, что материальная (особенно в том, что касалось редкоземельных металлов, продовольствия и грузовиков, придавших мобильность Красной армии) и отчасти военная помощь союзников помогла сократить войну с Германией примерно на год, как признавали потом видные русские военачальники. Россия избежала дополнительных страшных потерь. Но ничего этого не было бы, если бы послушный им Гитлер вначале напал на нас, а не на них, так как только в последнем случае западные страны действительно нуждались в России.

Россия смогла нарастить территорию

Ну и, наконец, благодаря Пакту с Гитлером Россия смогла вернуть большинство потерянных в Европе после Первой мировой войны и революции территорий, а после войны еще и создать вокруг своих западных границ пояс дружественных стран. То, что сегодня эти приобретения утеряны, не означает, что этого не нужно было делать тогда. Не будем заглядывать в будущее, но если бы не эти огромные, вошедшие вновь в состав России в 1939-1940 годах земли, гитлеровцы наверняка смогли бы наскрести те 10-12 дивизий, которых им не хватило в 1941 году, чтобы захватить Москву, что могло иметь самые катастрофические последствия. Не только для России, но и всего мира. Уже одно это полностью оправдывает «секретный протокол».

Если суммировать все эти выгоды и последствия, становится понятно, что современной России не стоит стыдиться за Договор о ненападении с Германией, пусть даже и гитлеровской. Всё было сделано правильно. То, что Сталин пропустил удар Гитлера 22 июня 1941 года, это уже другая история.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *