В Германии общенациональная тревога: пришедшая из Африки волна аномальной жары поставила немцев чуть ли не на грань выживания. Лопается асфальт на дорогах, закипают трамваи, падают в тепловые обмороки пожилые люди, в городах начинает вонять канализация, которую не знают, чем ароматизировать. Умирают от жажды деревья в парках – им не хватает полива. В метро (оно в Германии по большей части надземное) в вагонах народ мучается – между остановками 400 метров и кондиционеры не успевают охлаждать воздух из-за открывающихся дверей.

Но и это не самое неприятное – засуха сократила количество кормовой базы и теперь немцев ожидает забой скота, ибо животных в деревне нечем кормить. За разведение костров в лесу, приход в лес с зажжённой сигаретой или гриль с открытым пламенем – штраф 20 000 евро. В связи с этим кемпинги вводят заперт на барбекю. Мясо и картошку гриль любителям пикников у озера разрешено готовить только на электрических грильницах. Способ доставки к месту отдыха аккумуляторов не оговорен. Немцы вводят очень строгий надзор за соблюдением установленного орднунга: запрет на досках объявлений у входов в кемпинги, регулярные обходы патрулей. «Ахтунг, ахтунг, фойер ист ферботен!» Ничего не напоминает? «Хенде хох!» само просится, правда?  Начинает страдать туристическая отрасль.

Весь этот тепловой Сталинград возник в Германии в температурах, для Росси совершенно обыкновенных в летнее время. Днём 32-34 градуса, иногда 36, но вечером температура опускается до 15-17 градусов. При этом нет приморской влажности и духоты. Уже много лет подряд в России от Поволжья до Черноморского побережья Кавказа – а теперь ещё и на южном берегу Крыма, температура ночью 26-28, днём утром 32-34, днём 42-43, и народ бегает по делам, не сбавляя темпа. Ездит в маршрутках и автобусах без кондиционеров, бегает по рынкам, кваску холодненького махнёт – и дальше побежали. Пляжи на курортах переполнены. Народ не то, чтобы в жару – в грозу из воды не вылезает. Да, посетуют, пот смахнут – и продолжают бег. Стройки работают, скотинку кормят, в селе уборочная страда, которую никто не отменял. Асфальт лопается? Так у нас в такую температуру как раз самый сезон на дорожные работы.

Нет, МЧС, оглядываясь на западную моду, начал предупреждать – дескать, граждане, не забывайте в жару пить побольше воды и поменьше физических нагрузок. Народ слушает, пожимает плечами – и дальше по делам бежит. Ибо кто же за них дела-то делать будет, если сидеть в тенёчке и водичку попивать?  В России климат такой, что зимой холодно, как в Сибири, летом жарко, как в Турции или Греции. О сиесте у нас слышали, но нам эти штуки не подходят – у нас лето всего 2,5 месяца, то дожди, то заморозки, то засуха, и нужно успеть хлеб  посеять и убрать, на дачах овощи и фрукты на весь год вырастить, засолить и закатать, строительный сезон как можно больше использовать, на море или на речке на весь год накупаться. И ещё в отпуск смотаться куда-нибудь, где оторваться по полной программе. Какая сиеста? Некогда.  Русские медленно запрягают, но быстро ездят.

На Кубани и в Крыму, во многих городах Поволжья с конца июня по конец сентября зной до 40-ка с лишним градусов – дело совершенно обычное. Это днём. Ночью температура опускается до 26-28. Дома и асфальт, набрав за день тепло, ночью стоят раскалённые и отдают его в атмосферу. При этом влажность воздуха намного более высокая, чем в пустыне или в Европе. Так было всегда, а кондиционеры лишь недавно стали повсеместно распространены. Жил народ всегда на сквозняках и под вентиляторами – и армия не теряла боеспособности, учреждения не прекращали работы, колхозы – уборочной страды, а люди – текущей жизни.

Больше того – именно в летнюю жару у нас наступает пора ремонта коммуникаций ЖКХ. Все знают, как это происходит – сначала в домах на 2 недели отключают горячую воду – на ремонт сетей. Потом отключаю холодную – и оставляют только горячую. А ещё есть в России города, в которых вечные проблемы с подачей воды. В Новороссийске, моём родном городе, воду уже лет 60 дают по графику – утром 2 часа и вечером 2 часа. Есть районы, где получше, где дома или ёмкости сооружают накопительные, или в квартирах цинковые ящики в туалетах монтируют,  или в центре на трубах сидят, но в целом город живёт по распорядку – с 6-ти до 8-ми. Такая система водохранилищ – для её изменения требуются миллиарды, которых никогда нет, и потому много поколений живёт по графику. Приезжие удивляются, а местные привыкли.

Как-то летом в начале 90-х к моим знакомым приехали гости из Петербурга. Жаловались на условия жизни. Того нет, другого нет. Приехали косточки отогреть на море. В Новороссийске июль. Море, поэтому влажность воздуха как в джунглях Вьетнама. Днём на солнце плюс 42, как обычно, вечером 32, ночью 28. Кондиционеры тогда были только на предприятиях. Дома вентиляторы лопатят горячий воздух, граждане слоняются по квартирам, обёрнутые во влажные простыни. Многие спят на пляже у воды. В постелях спать невозможно, там как в топке. В палатах больниц – баня, о том, что творится в камерах местных тюрем и КПЗ – и говорить не стоит. Там ад.

И в этот самый период родное ЖКХ отключает холодную воду – на месяц, на ремонт. В дома на 2 часа утром и вечером дают только кипяток.  Им спешат наполнить ванные, все свободные в доме ёмкости – вёдра, баки, трёхлитровые баллоны, кастрюли. Всё это, остывая, конечно, отдавало тепло в квартиру. Мои знакомые к тому же жили на последнем 5-м этаже дома с плоской крышей, залитой гудроном. За день крыша накалялась и добавляла в квартире тепла – ко всем прочим его источникам.

Через неделю питерские гости уехали домой.  Самое главное – они очень благодарили хозяев за то, что те помогли им понять, как на самом деле хорошо они живут.  У них всё встало на свои места. И самое характерное – наши новороссийцы рассказывали эту историю на работе коллегам со смехом. И все смеялись в ответ – потому что все сами живут точно так же.

Я слушал их и понимал – Малая Земля потому немцам не досталась, что тут люди всегда так жили. Там, где немец умрёт, наши хохочут. И под Сталинградом так было, и под Курском. Помните сроки Курской битвы? 5 июля – 23 августа. Пекло за 32. Поля горели просто от зноя. Танки раскалённые. Окопы невентилируемые. Блиндажи без кондиционеров. Помыться негде. Антибиотиков нет. Антисанитария жуткая. Любая рана сразу даёт страшное заражение. А тут воевать насмерть надо. Представляете состояние армии? Так нашим ничего, а вот немцы не сдюжили. Хотя очень старались.

Летом им у нас жарко, зимой холодно. Сидели бы уже дома, но почему-то раз в сто лет они к нам непременно приходят. Потом жалуются на мороз, распутицу, дороги, жару. Никак не запомнят, что не подходит им наш климат. Он только нам подходит. Только мы в нём выживаем. И ещё смеяться можем. Лучший климатолог всех времён и народов Александр Васильевич Суворов давно предупреждал: что русскому здорово, то немцу смерть. В Российском Гидрометцентре эти слова надо повесить перед входом в здание вместе с портретом автора. Может, тогда в НАТО перестанут составлять неверные прогнозы.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *