Над «Беларуськалием», чьи грузы составляют примерно 30% перевалки в Клайпедском порту, навис дамоклов меч политической расправы. Последние новости сегодня. Свежие новости.
Обитающая в Вильнюсе
В чем суть просьбы Тихановской? «Мы просим не закупать продукцию „Беларуськалия“, чтобы деньги этих предприятий не поступали режиму Лукашенко. Это связано не только с „Беларуськалием“, но также и с „Гродно Азотом“, „Нафтаном“ и другими компаниями, которые важны для режима», — сказала она в интервью агентству BNS.
Однако благосклонно согласилась восстановить связи Литвы с белорусской фирмой после гипотетической победы оппозиции. «Мы не говорим о вечной остановке — с приходом нового президента или переходного периода все связи должны быть возобновлены», — сказала Тихановская.
Оказывается, интригу против Лукашенко с помощью санкций в отношении «Беларуськалия» «лидер белорусской оппозиции» затеяла серьезную и уже говорила с членами литовского кабмина. «Да, мы говорили, но мнения политиков разделились. Мы подняли вопрос повышения цены транзита, привязки этого к условиям — если будете увольнять людей, мы поднимем цены и прекратим транзит. Чтобы были условия — если их не выполняете, мы введем дополнительные ограничения», — поведала Светлана.
Тут удивительно то, что министр экономики нового правительства консерваторов, чьи полномочия были подтверждены Сеймом лишь в эту пятницу, охотно отреагировала на просьбу Тихановской. Дело в том, что ранее возможный уход белорусского транзита в целом, а в основном «Беларуськалия» из Клайпеды тревожил прежнего премьер-министра Саулюса Сквернялиса и его команду.
Тот кабмин остро отреагировал на план Лукашенко переориентировать белорусский транзит из Клайпеды в российские порты — в наказание за жесткую антилукашенковскую позицию Вильнюса, которая не только не смягчается, а и усиливается в связи с приходом к власти системных недругов Батьки и Кремля — консерваторов.
Прежний министр экономики Римантас Синкявичюс так говорил о поручении Лукашенко своему правительству проработать вопрос о переориентации грузов из Клайпеды: «Сами заявления угрожающие, они заставляют начать анализ ситуации». И предположил: «Возможно, правительство Беларуси сможет убедить президента подсчитать потери и, думаю, здравый смысл должен победить».
И Сквернялис тогда, а это было в сентябре, взялся как бы уговаривать Батьку: «Я надеюсь, что нашим соседям хватит здравого смысла, чтобы ко всему тому, что там сейчас происходит, не причинять еще и экономический вред своему государству, своим гражданам, своему народу политическими решениями». Конечно, литовский премьер в первую очередь имел в виду потери Клайпедского порта в случае ухода белорусских грузовых потоков. «Нам следует готовиться, искать пути, чтобы диверсифицировать риски, связанные с таким решением», — признал он тогда.
И вот вдруг в новом правительстве Литвы задумались об отказе от белорусского транзита. Не в стремлении ли сделать вид, будто этот транзит Клайпеде не нужен, — в ситуации, когда решение о его переориентации уже, возможно, вот-вот будет принято в Минске? Эдакое политическое упреждение батькиного вердикта, как бы освобождающее от его экономической кары.
Правда, в литовских СМИ стремятся снизить ощущение серьезного удара по местной экономике в случае ухода белорусского транзита. Портал RU. DELFI в статье «Фейки из России: экономика Литвы из-за поддержки Тихановской находится на грани краха», приводит цифры возможных потерь, подсчитанные их коллегами из «Новой газеты — Балтия», которые готовили публикацию о том, сколько на самом деле может потерять экономика Литвы в результате потери транзита из Беларуси, и оказалось, что числа невелики.
«Если говорить конкретно о той категории, которую упомянул Лукашенко, то белорусские товаропотоки формируют около 0,03% литовского бюджета. Такие данные озвучил главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис. По другим оценкам, в 2019 году за счет обработки белорусских грузов в Клайпедском порту бюджет Литвы пополнился на 155 млн евро, что составляет около 1,4 проц. всех поступлений в казну», — говорится в тексте.
А по расчетам аудиторской компании «Ernst & Young Baltic», в прошлом году литовский бюджет получил от белорусских грузов доход примерно на 155 млн евро, что составило менее 1,5% всех доходов бюджета.
Может быть, может быть… Но все же убыток — не прибыток. К тому же все-таки речь идет о 30% перевалки в Клайпеде, и прежний министр коммуникаций и транспорта Литвы Ярослав Наркевич признавал: отказ от отправки белорусских грузов через Клайпедский порт, несомненно, ему навредит.
Ну и литовский предприниматель Игорь Удовицкий, которому принадлежит терминал Biriu kroviniu terminalas, переваливающий в Клайпеде удобрения «Беларуськалия», заявил агентству BNS, что санкции в отношении этой белорусской госкомпании нанесли бы вред литовской экономике и были бы, по его словам, выгодны Германии, России, Канаде и другим странам, в которых есть производители удобрений. Он считает, что санкции против «Беларуськалия» увеличат капитализацию предприятий этих стран на десятки миллиардов евро.
«Но готова ли Литва заплатить за успех других стран? Заплатить сотнями миллионов евро ежегодных потерь и тысячами уволенных работников порта, железной дороги, многих связанных предприятий? Готова ли Литва взять на себя ответственность за потерю средств к существованию десятков тысяч белорусских шахтеров и членов их семей? А — за сотни тысяч белорусских бюджетников, которые также живут за счет поступлений от экспорта белорусского калия?», — рассуждал Удовицкий.
Предприниматель считает, что многие из тех, кто сегодня рассматривают возможности санкций в отношении «Беларуськалия» даже «не представляют себе цену того, о чем они рассуждают».
«Думаю, уверен, — после детального исследования масштабности и значимости этого бизнеса, важности его для Литвы, вопрос санкций перестанет быть актуальным», — сказал Удовицкий агентству BNS.
Конечно, у него есть свой интерес. Но и логика в рассуждениях очевидна. Вероятно, новый министр экономики Литвы откажется от предложения Тихановской, тем более, что если Вильнюс сам отвергнет транзит белорусских удобрений, то потом вернуть его, как мечтает «лидер белорусской оппозиции», вряд ли удастся, он уйдет в другие порты. Однако с подачи Тихановской и при поддержке нового министра экономики Александру Григорьевичу отправлен из Вильнюса сигнал: Литва ко всему прочему еще и, вероятно, ненадежный экономический партнер.
Так что политические игры Тихановской и ее сторонников в Литве лишь подтолкнут Батьку к переориентации своего транзита из Клайпеды.
Источник: