Кандидат филологических наук Ирина Мурзак, автор учебника по литературе, публично предложила исключить из школьной программы «объемные» произведения отечественных классиков. Аргументирует свою идею она, на первый взгляд, здраво. Мол, «Войну и мир» с «Тихим Доном» многие школьники и так давно уже не читают.
Предложение – далеко не уникально. Несколько лет назад похожие мысли озвучивала бывшая президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Высказывались в похожем ключе и некоторые другие ученые. «Под нож» предлагали заодно пустить «Мертвые души» Николая Гоголя и «Преступление и наказание» Федора Достоевского.
По словам авторов подобных инициатив, часов на изучение литературы не хватает и учащиеся просто имитируют чтение, заглядывая разве что в краткие конспекты из Интернета.
В комментариях СМИ Мурзак предлагала заменить наиболее сложные романы иными произведениями тех же авторов. Другие эксперты предлагают вообще сделать программу более гибкой и утверждают, что современные дети с трудом воспринимают длинные тексты, так как привыкли к быстрому получению информации с электронных носителей.
Однако многие педагоги с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Результаты современных исследований показывают, что чтение является универсальным тренажером для мозга, развивающим речевую функцию, мышление, внимание, память, восприятие, творчество и воображение. Дети, читающие много и быстро, демонстрируют значительно лучшие академические успехи.
По мере захвата сознания детей на постсоветском пространстве гаджетами, педагоги констатируют у несовершеннолетних рост психологических проблем и снижение аналитических способностей. Электронные носители, вызывающие столько восторгов у части экспертов, не заставляют детей обрабатывать информацию, превращая их в пассивных потребителей «продуктов информационной переработки».
Так что Герцен, с его «без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания», был абсолютно прав.
Конечно, можно констатировать, что подростки полностью перешли на гаджетную жизнь, и поставить на них в связи с этим педагогический крест. Так, наверное, даже проще. Но, может быть, все-таки стоит побороться на подрастающее поколение? Даже вопреки его желанию?
Ситуация, конечно, непростая. Но давайте вспомним о том, какие обстоятельства в нашей стране сложились сто лет назад – во время Гражданской войны. Согласно большинству оценок, около 70 – 80% населения Российской империи в начале ХХ века были неграмотными. За время Первой мировой и особенно Гражданской войны резко выросло количество сирот и беспризорников. Их было, по некоторым данным, 4—6 миллионов. На страну свалился самый настоящий голод. Убивали даже за кусок хлеба. Кражи для многих беспризорников вообще были нормой жизни.
У ребят, севших за парты в 1920-е годы, не было и малой доли материально-технических возможностей, которыми обладают нынешние школьники. Правда, было у тех школьников и важное преимущество – отсутствие привитого родителями чувства собственной значимости и осознания незыблемости своих прав.
Несмотря на чудовищные сложности, уже в 1930-е годы абсолютное большинство населения СССР было грамотным. А в послевоенное время советские граждане стали одними из самых образованных в мире. Пусть знаменитая по интернет-мемам фраза Кеннеди о советском образовании и перекручена, но изначально президент США в любом случае признавал его высочайшее качество.
Неужели чтение Толстого, Достоевского и Гоголя этому мешало?
Да нет, напротив. Уверен, что стать пионером в освоении космоса Советскому Союзу помогли великие классики, развивавшие мышление и мораль у подрастающих поколений.
Под современными новостями о предложениях изгнать Толстого с Шолоховым – ожесточенные дискуссии. Немало есть комментариев примерно такого рода:
«Давно пора уже. Зачем это неосознанное чтение».
«Давно пора и другое устаревшее патриархальное д…о убрать».
Но исторический опыт указывает на полную несостоятельность подобных утверждений. Пережив ужасы войны, голода и брошенности, первые советские школьники стали не только грамотными специалистами, но и героями, делившими между собой последний кусок хлеба в блокадном Ленинграде и остановившими нацистскую армию, которую многие считали лучшей в мире.
И если бы не Толстой с Достоевским, то совсем не факт, что наши современники имели бы возможность писать сегодня гадостные комментарии в Интернете. Да и сам факт их существования был бы под большим вопросом….
Конечно, если просто взять и механически оставить классиков в программе, это само по себе мало что решит. Необходим целый комплекс мер, который позволит современным подросткам развиваться настолько, чтобы чтение Толстого для них перестало быть проблемой.
Это будет путь в тысячи шагов. Но зато, возможно, если пойти по нему, то отечественные космические технологии начнут развиваться быстрее, а в криминальных сводках станут реже появляться новости о совершении подростками групповых убийств для развлечения.
Источник: