Премьер-министр Армении Никол Пашинян изложил свою версию разговора с президентом России Владимиром Путиным, предшествовавшего подписанию трехстороннего заявления о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе.
Ранее Путин рассказал, что 19—20 октября у него состоялась серия телефонных переговоров как с Пашиняном, так и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Путин отметил, что ему удалось убедить Алиева в том, что можно прекратить боевые действия, «но обязательным условием с его (Алиева) стороны было возвращение беженцев, в том числе в город Шуша».
Но позиция армянских партнеров, по словам Путина, «была сформулирована таким образом, что это для них неприемлемо», и Пашинян «прямо сказал, что видит в этом угрозу для интересов Армении и Карабаха».
По словам Пашиняна, 19 октября ему позвонил президент Нагорно-Карабахской Республики Араик Арутюнян, и заявил, что войну нужно остановить, добавив, что такого же мнения придерживаются также экс-лидеры Карабаха Аркадий Гукасян и Бако Саакян, а также экспрезиденты Армении Роберт Кочарян, Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян.
«Я позвонил президенту России Владимиру Путину, и он сказал, что, по его мнению, это должно быть сделано в соответствии с логикой российских предложений. То есть отложить вопрос о статусе, передать регионы, разместить российских миротворцев. Я сказал, что нужно разместить миротворцев вдоль бывшей границы Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и Лачинского коридора. Он согласился, и мы договорились, что я позвоню еще раз после обсуждений», — написал Пашинян на своей странице в соцсети.
По его словам, на следующий день Путин позвонил и сообщил, что Алиев согласен, но миротворцы должны были быть размещены не вдоль границы НКАО, а в соответствии с фактической линией соприкосновения, поскольку азербайджанцы не соглашаются отходить от позиций, взятых под контроль в Гадруте и Талыше.
«Армянская сторона должна была также взять обязательства по возвращению азербайджанцев в Шуши. Таким образом, перемирие стало невозможным, так как я сказал, что даже если соглашусь в вопросе Гадрута, не представляю возможность сдачи Шуши Азербайджану», — отметил Пашинян.
«Президент РФ удивился, почему я против возвращения в Шуши азербайджанцев. Когда я представил мои доводы, сказал, что это логично, и он не был хорошо проинформирован о некоторых тонкостях», — рассказал армянский премьер, добавив, что проблема заключалась в том, что в этом случае азербайджанское население Шуши превысило бы 90%, и они бы контролировали дорогу в Степанакерт.
«Убежден, что если бы я согласился передать Шуши, Азербайджан поставил бы новое условие: трасса Красный Базар — Шуши должна быть под их контролем. Таким образом, соглашение достигнуто не было», — подчеркнул Пашинян.
По его словам, на тот момент были потеряны Джабраил, Гадрут и ряд прилегающих к нему сел, Физули, Талыш, а также сорваны две договоренности о гуманитарном перемирии 10 и 17 октября, достигнутые при посредничестве РФ и Франции.
Источник: