Российский ЦБ разработал новую антиотмывочную платформу – так называемый “светофор”. Вся Россия Центробанком будет разделена на три цветовых группы: группу с высоким риском вовлечённости в сомнительные операции, или красную зону; группу со средним риском, или жёлтую зону; и группу с низким риском, или зелёную зону. В чём кроется опасность этого “светофора”, рассказал Юрий Пронько.

ЦБ намерен изменить основной антиотмывочный закон и запустить с банками единую платформу – вместе они смогут распределять клиентов по зонам риска. Те, кто попадёт в красную зону, будут фактически отрезаны от банковского обслуживания, а значит, уничтожены. Предполагается, что банки продолжат передавать сведения о сомнительных операциях клиентов в Банк России и Росфинмониторинг. Регулятор в свою очередь будет относить клиентов к одной из трёх групп в зависимости от уровня риска. Аналогичное распределение будут проводить и банки, причём на разных этапах работы с клиентом: при приёме на обслуживание, при получении от него требований провести ту или иную операцию, а также при снятии средств или переводе их в другой банк в случае расторжения договора.

Теперь обратим внимание на следующие концептуальные обстоятельства.

По версии Центрального банка, законопроект модернизирует правила, на основании которых кредитные организации смогут отказывать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в проведении операций. Сейчас это возможно, если у специалиста финансового мониторинга просто возникли подозрения в обналичивании или отмывании денег. И если клиент не смог предоставить документы для подтверждения экономического смысла транзакции.

Теперь предполагается связывать отказ со статусом клиента.


“ЦБ говорит: давайте мы всё-таки по каким-то показателям на три категории разделим. Когда это заработанные средства – это зелёная зона, и человеку ограничений нельзя создавать. Когда это явно красная зона, это непонятного происхождения деньги и в большом объёме они снимаются, надо здесь блоки ставить и в принципе не допускать использования банковских институтов для того, чтобы эти непонятного происхождения деньги уходили куда-то за рубеж или в какие-то непонятные проекты, из которых потом их не вытащишь. Ну и промежуточная зона с соответствующим режимом контроля и регулирования.

Но главное, я думаю, что ЦБ в том числе реагирует на следующие безобразия, которые на рынке творятся. Некоторые банки под предлогом борьбы с отмыванием устанавливают бесконечно большие комиссии, отталкиваясь от того, что сумма, которую человек хочет снять в виде наличности, или сумма, которую он в безналичном порядке в виде дивидендов со своего юрлица на свой физический счёт перечисляет, крупная. Человек уже уплатил налоги – нет, ты заплати комиссию, потому что якобы здесь из-за масштаба есть наша борьба с отмыванием. Извините, если понятно, кто этот клиент, понятно происхождение этих денег, понятно, что за ним нет никакого шлейфа – и вдруг ты под соусом того, что ты якобы борешься с отмыванием в безналичном порядке, я уж не говорю о наличном, с него вдруг берёшь бешеные комиссии. Это настолько возмутительно, что, видимо, эта волна возмущения уже дошла до Центрального банка”, – рассказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Для клиентов из красной зоны устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, проведение любых операций, использование системы дистанционного банковского обслуживания и системы быстрых платежей. Предполагается, что компании из зелёной и жёлтой зон будут иметь возможность узнавать свой статус в банке по запросу. Частота запросов не регламентируется. Клиент, отнесённый в красную зону, сможет в течение полугода оспорить это, предоставив документы и пояснения в банк. За ним также сохраняется право на обращение в межведомственную комиссию при Банке России. Эта структура и сейчас занимается реабилитацией клиентов из так называемого чёрного списка.

На самом деле речь идёт о крайне опасной ситуации, когда, например, для того чтобы устранить конкурента, по прихоти ростовщиков или чиновников аппарата ЦБ могут быть созданы сложности у того или иного хозяйствующего субъекта. В эту ситуацию может попасть абсолютно любое предприятие и любой индивидуальный предприниматель.

Эксперты крайне настороженно восприняли новую инициативу ЦБ. По их мнению, данный “светофор” коснётся в дальнейшем не только предприятий, но и граждан.

Что это такое, вообще, какую угрозу вижу в этом во всём? По сути, модель, которую предлагает сейчас Центральный банк, – это первый шаг в создании кредитного рейтинга не только коммерческих компаний и индивидуальных предпринимателей, но и граждан Российской Федерации. Аналогичный рейтинг в США существует, и каждому гражданину присвоено цифровое значение этого рейтинга. Без этого кредитного рейтинга человек не может взять ни телефон в кредит, ни снять комнату, ни, тем более, устроиться на работу,

– поясняет замдиректора Центра антикоррупционных исследований Илья Шуманов. – И разумеется, эта система контроля со стороны государства за гражданином, за индивидуальными предпринимателями и за бизнесом, тот директивный порядок, который будет в России существовать, будет отличаться от того порядка, который существует в США, потому что там рейтинг коммерческий, частный, а не государственный. Исходя из этого я вижу следующий риск: Центральный банк не видит всей картинки и недопонимает по конкретным клиентам, где у каких клиентов проблемы реальные, а где случайно выдали какую-то ошибку. И клиент может лишиться возможности открытия счетов вообще, в любом банке Российской Федерации. Такие широкие полномочия, мне кажется, необоснованно приведут к уменьшению субъектности со стороны кредитных организаций, повышению влияния со стороны Центрального банка”.

Фактически речь идёт о разделении российских граждан если не на касты, то по финансовому рейтингу. Кстати, об этом разделении говорил и Никита Михалков в новом выпуске “Бесогона”.

Только при наличии равноправия можно избежать кастового расчленения на элиту, обладающую всем, и всех остальных. Но элите остальные не интересны. Она их не любит, не знает и боится. И в этом проблема. Потому что совершенно спокойно определённому количеству людей можно прожить внутри этого государства в государстве – спокойно, доброжелательно, безбедно и не задумываясь, что кто-то сидит на берёзе, для того чтобы сделать уроки,

– сказал Михалков.

В этой связи я вспомнил показательную историю двухлетней давности, когда эти чёрные списки только внедрялись, когда банкирам дали право определять юридических, физических лиц, ранжировать их по степени сомнительности. Вторая половина перечислила своему мужу крупную сумму – речь шла о нескольких десятках миллионов рублей. Так вот, банк усомнился в законности данной транзакции, запретил этому мужчине снимать деньги, но при этом безналичные транзакции он мог производить. Мужчина пошёл в суд, прошёл несколько этапов. И самое страшное, что судебные органы власти считали, что банкиры правы…


Источник: tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *