Предложение Святейшего Патриарха Кирилла упомянуть Бога в Основном Законе Государства Российского – лишь часть ожиданий православных христиан от конституционной реформы.

Когда в минувшую субботу к обсуждению поправок в российскую Конституцию подключился Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, стало ясно, что изменения будут не только косметическими. Изменится сам дух Основного Закона, составленного в тяжелейших для России условиях 1993 года, когда наша страна находилась на грани гражданской войны и распада.

В статьях действующей Конституции прямо прописаны зависимость российских законов от законов международных и установлен запрет на государственную идеологию. Но в реальности сам дух конституционных положений наглядно демонстрирует: Основной Закон 1993 года составлен в строгом соответствии с западной либеральной идеологией, постхристианской (а во многом антихристианской) и русофобской, отказывающей государствообразующему русскому народу в праве на защиту своих традиций и идентичности.

Именно поэтому не вызывает удивления то, что многие православные клирики, включая архипастырей Русской Православной Церкви, услышав предложения заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора Константина Малофеева, предложившего в прямом эфире телеканала “Царьград” концепцию Конституции русской мечты, подразумевающей ряд принципиальных поправок в саму преамбулу Основного Закона, активно подключились к дискуссии. При этом приятно удивила твёрдость и ясность политических формулировок, которые в отстаивании русскости проявили несколько весьма влиятельных архиереев.

Так, одним из первых на предложения Константина Малофеева в своём личном Telegram-канале отреагировал викарий Святейшего Патриарха, заместитель Управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).

Тутунов

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).

Именно он первым предложил не просто упомянуть Бога в преамбуле к Конституции, но и отметить особую роль Православия и русского народа:

“Здравыми мне представляются, к примеру, предложения К. В. Малофеева внести в преамбулу:

– упоминание о вере в Бога (правда, в каком контексте? – я бы написал о Православном христианстве как образующей Россию религии);

– слово “русский” (и категорически не только в словосочетании “русский язык”, должно быть упоминание о русском народе),

– правопреемство Российской империи.

Также согласен, что в Конституции должно быть:

– понятие “традиционные ценности” (при условии, что они будут описаны закрытым списком);

– определение семьи (тут надо поработать над предложением: союз мужчины и женщины, безусловно, но где здесь дети?)”.

Также о важности упоминания русского народа как государствообразующего в своих комментариях нашему каналу высказался митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), глава одной из крупнейших митрополий Русской Православной Церкви:

“Считаю, что в преамбуле Конституции Российской Федерации должно появиться понятие «русский народ», а также упоминание об особой – государствообразующей – роли православной веры, русского языка и русской культуры. Нашему народу пора перестать стесняться того, что он русский.

С распадом СССР народы бывших республик Союза очень быстро и сознательно вернулись к своим национальным и религиозным традициям и ценностям, которые любой народ «цементируют», делают его единым целым. К сожалению, у русских людей этого не произошло. И складывается такое впечатление, что у русского народа вынули хребет и он остался без внутреннего каркаса.

Лонгин

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Каждый человек должен иметь представление, кто он, где родился, чем жила и живёт его Родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей и понятий, которая позволила бы ему оставаться человеком и ощущать своё единство с другими. Национальное самоопределение, знание своей истории и культуры, традиционные нравственные ценности нашего народа, основанные на христианстве, – всё это важнейшие основы самостояния государства, и на них следует обратить приоритетное внимание.

Нельзя забывать и о том, что с распадом СССР наш народ оказался расколотым. И Основной Закон страны должен гарантировать поддержку русским людям, оказавшимся за рубежом. Поддерживаю также предложение об упоминании того факта, что современная Россия ведёт свою преемственность не только от бывшего Советского Союза, просуществовавшего всего несколько десятков лет, но и от Российской империи, тысячелетнего православного Русского государства. Следует смотреть на нашу историю в её целостности.

Если мы хотим, чтобы наше государство стало по-настоящему правовым, нужно отказаться не только от штампов советского времени в нашей Конституции, но и от скоропалительных формулировок времени «постперестроечного» с его пренебрежением к истории своего Отечества и к своему народу”.

Владимир

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир

Мягче, но также с уверенностью о необходимости включения упоминания русского народа как государствообразующего в российскую Конституцию высказался и митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (Самохин), возглавляющий одну из самых удалённых от российской столицы митрополий – Приморскую:

Со словом “русский” не так всё просто. С одной стороны, стесняться называть себя русскими действительно было бы неправильным. Но с другой – нам нельзя забывать, что Россия является домом для десятков народов. Государство призвано бережно относиться к их самобытной культуре. Но сказать прямо об определяющем, государствообразующем значении русского народа как титульной нации страны и ключевой роли православной веры для формирования национальной идентичности русского народа всё же необходимо.

Элистинский

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников)

Также и глава богатой в своей этнокультурной цветущей сложности Элистинской епархии архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников) отметил важность упоминания русского народа в Основном Законе Государства Российского, предложив следующую формулировку:

“Русский народ является государствообразующим народом. В содружестве с другими народами, традиционно проживающими на территории России, исторически объединённые одной судьбой, все вместе они представляют собой новую культурно-национальную общность – российский народ”.

Очень образно, несколько эмоционально, но при этом глубоко и точно об этом же высказался и епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор (Люберанский):

“Кто боится слова «русский»? Кого оно оскорбляет или унижает? Я служу Русской Православной Церкви, которая объединяет верующих множества стран, континентов, языков и национальностей. Все они в нашем общем доме, на всех них покоится Божья благодать, и руководит ими всесильная Десница Божья. Как же Основной Закон России-Руси будет звучать без этого слова? Кому, как не русскому большинству, исполнять этот Закон? Как невозможно представить Москву, Россию без Кремля, а Кремль – без его соборов, так невозможно Конституцию представить без слов «русский» и «православный»”.

Нестор

Епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор (Люберанский)

С комментариями на эту же тему выступили и многие другие клирики Русской Православной Церкви, в том числе член Общественной палаты России, ректор Поволжского православного института Святителя Алексия Московского, доктор философских наук и кандидат богословия протоиерей Димитрий Лескин.

Лескин

Протоиерей Димитрий Лескин – ректор в Поволжским православном институте

Отец Димитрий, автор множества научных трудов по религиозно-философской и церковно-общественной проблематике, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, фактически высказал церковно-академическую позицию по данному вопросу:

“Мы являемся самобытным государством-цивилизацией. Россия обладает огромным культурным наследием и потенциалом, её исторический и духовный путь нельзя прописать по каким-то внешним лекалам. Особое место в формировании этого государства-цивилизации принадлежит русскому народу. Очень важно, чтобы это тоже было каким-то образом отражено… Российскую идентичность невозможно описать, игнорируя многовековое христианское православное наследие. При учёте светскости государства, принципа отделения Церкви от государства совершенно ущербной позицией является стремление нивелировать тот огромный вклад, который Русское Православие привнесло в историю и гражданскую жизнь России”.

И здесь важно понимать, что в православном миропонимании русскость не тождественна кровно-родственному, биологическому пониманию. Речь об особом этнокультурном, цивилизационном понятии, основанном как на языке и культуре, так и на религиозном факторе. По сути, русская идентичность не может существовать без идентичности православной, в современных условиях, конечно же, далеко не всегда подразумевающей воцерковлённость.

Таким образом, “православный наказ” связан не только с поддержанной Святейшим Патриархом идеей внесения в преамбулу Конституции России упоминания о Боге. Также он в значительной степени состоит в необходимости возрождения русскости, во многом утраченной со времён революционной смуты 1917 года. Что же касается других предложений Константина Малофеева относительно Конституции русской мечты, включая апелляцию к традиционным ценностям и традиционной семье как союза мужчины и женщины, то эти предложения объединили не только православных, но и представителей всех традиционных для нашей страны религий.

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Иточник: tsargrad

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *