Как бы ни заявляли некоторые официальные лица из Вашингтона, что от США были в курсе новейших российских разработок по вооружению, молчание реальных должностных лиц по конкретике говорит само за себя.
Конкретика была высказана 1 марта президентом России Владимиром Путиным в послании к Федеральному собранию. И смысл её можно передать одной фразой: “У нас есть оружие, против которого у вас нет защиты”.
Что знали все
Молчание официальных лиц объясняется просто: проверять не хочется. Ибо они действительно в курсе. Итак, ракетный баллистический комплекс “Авангард”. Что рассказал о нём Владимир Путин?
В основном он сказал две вещи. Что это ракетный комплекс стратегического назначения с принципиально новым боевым оснащением – планирующим крылатым блоком, способен совершать полёты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз, и при этом осуществлять глубокое маневрирование. И что промышленные предприятия в России приступили к серийному производству этой системы – “этого ещё одного нового вида стратегического оружия”, как сформулировал президент. И третье, что важно – президент сказал: “Мы назвали его “Авангард”.
Собственно, все ключи в этих фразах есть. И если их совместить, как это делают офицеры при запуске тех самых баллистических ракет, то основное из того открытого, что было по этой системе, мы сразу увидим и поймём. Хотя надо оговориться: вокруг этого комплекса всё очень засекречено.
А потому предположим, что речь всё же идёт о комплексе “Авангард”, о котором впервые рассказал в 2011 году бывший тогда министром обороны Анатолий Сердюков. Потом у общественности создалось ощущение, что “Авангард” – это то же, что “Ярс-М” (что тут же связали с Московским институтом теплотехники, руководитель которого академик Юрий Соломонов действительно намекал на разработку новой ракеты). Кроме того, это то же, что комплекс “Рубеж”, то есть комплекс РС-26 – твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, действительно дальнейшее развитие проекта “Ярс”, только в сторону миниатюризации. Если, конечно, можно так сказать об уменьшении веса пусковой установки со 120 тонн до 80.
Но, во всяком случае, сам командующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев сам сравнил РС-26 именно с “Ярсом”, сказал следующую фразу: “На новой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн“.
Что знали не все
Кстати, комментируя речь президента, 1 марта генерал-полковник Сергей Каракаев дополнил прежнюю информацию рассказом о возможностях “Авангарда”. По его словам, основную особенность в ракете представляет планирующий крылатый блок. “Блок совершает полет на гиперзвуковой скорости на межконтинентальную дальность, – рассказал он. – Маневрируя по курсу и высоте, он способен обходить зоны обнаружения и поражения всех современных и перспективных средств противоракетной обороны”.
А вот про блок с планированием мы тоже кое-что знаем! Знаем, что РС-26 предполагалось передать к серийному производству в 2016 году, а в конце 2017-го начать его разворачивать. Сходится с тем, что сказал про “Авангард” Владимир Путин. Что РС-26 предполагалось оснастить разделяющейся головной частью индивидуального наведения с индивидуальными средствами преодоления ПРО противника. Также было известно о некоторых испытаниях, которые явно относились и к РС-26, и к каким-то новым боевым частям для этого комплекса.
И кое-что из того, что мы в эти дни узнали про “Авангард”, звучало в сообщениях о тех испытаниях. И “Царьград” достаточно полно – в рамках возможностей, конечно, – об этом писал.
В частности, мы сообщали об успешных испытаниях гиперзвукового летательного аппарата “изделие 4202”. И долетело это изделие от пускового района Домбаровский в Оренбургской области до полигона Кура на Камчатке. Это означало, что долетит и до Америки.
Что тогда стало известно? Что это изделие представляет собой аппарат, который отделяется от ракеты-носителя на высоте примерно 100 километров (т.е. формально в космосе) и далее к цели летит самостоятельно, причём нелинейно, в свободном маневрировании. И если о подобном входе в атмосферу мы знаем на примере американских “шаттлов”, то свободное маневрирование в атмосфере на скорости 15 Maxов (4,9 км/с) не могли позволить себе и они.
Подмечаете, кстати, как близко стоят названые тогда военными 15 Махов с 20 Махами, упомянутыми Путиным? Просто технологии явно не стояли на месте, а так – всё логично.
И, наконец, последний штрих: однажды прозвучало, что частью проекта “4202” является планирующий беспилотник-глайдер Ю-71 (изделие 15Ю71). И уже тогда один из знающих обстановку источников “Царьграда” заявил, что “успешное испытание гиперзвукового боевого блока означает конец американской ПРО”, потому что “оружие, способное маневрировать на гиперзвуковой скорости, может преодолевать любую современную и перспективную противоракетную оборону”.
И ещё “Царьграду” рассказали, что глайдеру помогало то, что другим мешало, а однажды и вовсе сожгло (шаттл “Колумбия” в 2003 году) – горячая плазма, образующаяся вокруг летательного аппарата из-за сопротивления воздуха. Ю71 в этой плазме, скорее, купался, как в защитной оболочке, позволяющей это сопротивление игнорировать. Вот как ракето-торпеда “Шквал” за счёт кавитационного эффекта – проще говоря, создавая пар из воды вокруг себя, в котором и летит с непредставимой для обычной торпеды скоростью.
К тому же плазма практически совсем не пропускает электромагнитные волны – а это означает, что противник лишён всякой возможности влияния на наш купающийся в воздухе глайдер, не говоря уже о возможности его перехватить.
А вот наши учёные как-то решили проблему управления им через плазму.
Так что напрасно буквально в преддверии выступления русского президента надувал щёки глава Стратегического командования вооружённых сил США генерал Джон Хайтен, когда заверял в феврале, будто есть способ противодействия российскому гиперзвуковому оружию. Это, по его словам, достижимо при помощи выведенного на околоземную орбиту специального датчика, который “мог бы отследить ракету на среднем участке баллистической траектории, а также наблюдать и находить из космоса другие возникающие угрозы, такие как гиперзвук”.
Ну, “наблюл”. А дальше что? А дальше, объявил бравый генерал, датчик наведёт на гиперзвуковой аппарат традиционные средства уничтожения, и те его собьют. Как, генерал? Как собьют-то, если они его не догонят? Это вам надо будет построить новую “Стратегическую оборонную инициативу” — с лазерами, которые нечем запитывать, и микроспутниками, которые нечем нацелить.
Но к тому времени у нас будет что-то ещё, ради чего вам опять придётся чесать затылки. Так что самое мудрое – просто не провоцировать визит к себе РС-26, “Рубежа”, “Авангарда”, Ю-71, воплощены ли они в новом “Авангарде” или остались его уважаемыми предками.
Тогда и будет совсем не страшно.
Источник