КНР снимает один из запретов на ввоз российской пшеницы. Гигантский китайский рынок для России лишь приоткрылся, но и это уже можно считать важным шагом на пути снятия многочисленных препятствий, создаваемых китайцами для российских крестьян. Каким образом и почему КНР мешает проникновению зерна из России?

Власти Китая сняли карантинный запрет на ввоз пшеницы из шести российских регионов, сообщило Главное госуправление по контролю качества, инспекции и карантину Китая (GAQSIQ). Речь идет о введенном в 2016 году карантине на ввоз зерна из-за заражения индийской и карликовой головней. Теперь поставлять пшеницу могут предприятия из Челябинской, Новосибирской, Омской и Амурской областей, а также из Красноярского и Алтайского краев.

«По просьбе Китая Россия должна предоставлять в Китай все необходимые результаты мониторинга и информацию о мерах предотвращения и контроля. Россия должна принять все меры для снижения риска для попадания вредоносных микроорганизмов в Китай с импортируемой пшеницей», – говорится в документе.

С одной стороны, это положительная новость для российского зернового рынка, учитывая высокий урожай 2017 года и необходимость расширять экспортные направления. Китайский же рынок для производителей зерна крайне привлекателен. Вот только снятие текущего запрета, с другой стороны, всего лишь первый небольшой шаг на пути проникновения в Китай российского зерна.

«Пока это малозначимое событие, потому что это снятие лишь одного из элементов ограничений – по двум вредителям, а ограничений со стороны Китая в отношении российского зерна много.

Это и ограничения по регионам, и по качеству, и по фитосанитарным требованиям, и по логистике. Пока поставки пшеницы в Китай идут медленно, специфическим образом, поэтому перспективы невысокие», – говорит гендиректор «ПроЗерно» Владимир Петриченко.

Запрет на поставки пшеницы из России из-за обнаружения именно этих вредителей – индийской и карликовой головни – был введен Китаем еще в 1997 году. В 2005 году Китаю было предложено закупать пшеницу, выращенную на территории Сибирского федерального округа, так как там возбудитель карликовой головни пшеницы отсутствует. Много лет Россельхознадзор вел работу с Китаем по поводу фитосанитарных требований к российской пшенице для экспорта в КНР. И только по результатам инспекций, проведенных китайскими специалистами в 2006 и 2015 году, Сибирский федеральный округ был признан свободным от возбудителя карликовой головни пшеницы. В 2015–2016 гг. удалось добиться реального прогресса. Стороны подписали протокол, по которому российская продукция должна сопровождаться специальным фитосанитарным сертификатом.

Также Китай утвердил список российских регионов, которые могут поставлять свою продукцию (кроме пшеницы это также кукуруза, соя и рапс). Всего было названо 13 регионов. Пшеницу разрешили поставлять только из четырех – из Алтайского и Красноярского краев, а также Новосибирской и Омской областей. О желании экспортировать зерно на китайский рынок также заявили сельхозпроизводители Амурской, Челябинской и Курганской областей.

Но и это не все ограничения. Пекин потребовал поставлять российскую пшеницу в мешках, а не насыпью, что вывело поставки за грань рентабельности. Для других поставщиков Пекин такие условия не ставит. В итоге Россия с 2015 года стала поставлять в Китай кукурузу, сою и рапс, а вот с пшеницей вышла накладка. Первая партия объемом 500 тонн была отправлена в Китай только в апреле 2017 года.

Поэтому текущее снятие ограничений для шести российских регионов действительно большой погоды не сделает. К тому же в Сибири зерна производится гораздо меньше, чем на юге России и в Поволжье, где как раз нет сертифицированных Китаем элеваторов.

Но даже без Китая Россия в 2017/2018 сельхозгоду выйдет на рекордный экспорт зерна и пшеницы. Причина – высокий урожай, проблемы у ряда конкурентов, хорошая работа глубоководных портов, да и начавшийся рост цен. Уже в феврале 2018 года Россия поставит на экспорт рекордные 4 млн тонн зерновых, в том числе 3,2 млн тонн пшеницы, ожидают в «ПроЗерно». Для сравнения: в феврале 2017 года было экспортировано лишь 2 млн тонн зерновых, в феврале 2016 года – 2,75 млн тонн (это был предыдущий исторический максимум за месяц).

В итоге уже к концу февраля Россия подходит к экспорту зерновых и зернобобовых на уровне 35,1 млн тонн (с июля 2017 года), где 26,7 млн тонн приходится на пшеницу. Экспорт зерна в сезоне растет почти на 40%. А всего по итогам сезона экспорт может составить 45–47 млн тонн, в том числе 35 млн тонн пшеницы, считает Минсельхоз. Однако отраслевые эксперты уверены, что Россия в этом сельхозгоду доведет экспорт до 50 млн тонн. В «ПроЗерно» ожидают экспорт зерна на уровне 49 млн тонн, в «Русагротрансе» – 49,5 млн тонн. В «СовЭконе» уверены, что Россия выйдет на 50-миллионную отметку, и на экспорт пшеницы придется 38 млн тонн, передает «Агроинвестор».

Американцы уже бьют тревогу. «Россия, собрав рекордный урожай, как ожидается, станет крупнейшим экспортером в мире, что бросает вызов доле США на многих мировых рынках», – констатируется в февральском обзоре минсельхоза США, который ждет экспорт российской пшеницы на уровне 36 млн тонн (без учета Крыма). По их данным, на Россию придется 19,6% всего мирового экспорта пшеницы в этом сезоне.

Россия как наращивает поставки традиционным поставщикам, так и обзаводится новыми покупателями. Например, в этом сельхозгоду черноморская пшеница впервые вышла на рынок Индонезии. Потеснить традиционных игроков – Австралию, Канаду, Украину и США – получилось благодаря более низкой цене, а также росту импорта зерна со стороны самой Индонезии, которая даже впервые перегонит Египет и станет крупнейшим покупателем пшеницы в мире. При этом Египет по-прежнему остается крупнейшим покупателем именно российской пшеницы.

Поставки пшеницы в Китай – это вопрос не фитосанитарных или технических норм, проблема лежит в политической плоскости, говорил глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Китайский рынок пшеницы оценивается в 1 млрд долларов. Не менее перспективным считается китайский мясной рынок (10 млрд долларов), куда Россию Пекин тоже пока не пускает, выбивая себе лучшие условия. Иначе говоря, проникновение российских аграриев на китайский рынок позволило бы им еще больше укрепить свои позиции на мировом рынке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *