В российских магазинах начался предпраздничный ажиотаж: пока еще размеренно, но уже активно люди скупают новогодние подарки и декор для украшения дома. Как не разориться на празднике и не обнаружить под ёлкой долг по кредиту, рассказали профучастники рынка.
Витрины, утопающие в праздничных гирляндах, искусно наряженные ёлки, профессионально составленные подарочные композиции, манящий еловый или мандариновый аромат в торговых залах – основные правила предновогоднего мерчендайзинга. Каждый уважающий себя магазин, гипермаркет или торговый центр старается стать заметным для массового потребителя в период предновогодней лихорадки. Как не потеряться в море иллюминации и не купить лишнего и ненужного – вопрос не праздный. На помощь приходят специалисты.
Есть важный психологический аспект: когда у вас предновогоднее настроение, вы ходите по магазинам, где большое количество мишуры, ёлок и гирлянд, есть большой риск незапланированных покупок. Нужно на какое-то время выключить эмоции и включить бизнес-подход: составить список людей, которым вы хотите купить подарок, список вероятных подарков и обязательно определить бюджет, за который вы выходить не планируете,
– рассказывает психолог Ирина Акимова.
Чтобы не разориться на новогодней мишуре и подарках, специалисты советуют быть расчетливыми. Не нужно покупать первое, что попалось на глаза. Лучше сперва промониторить рынок. Интернет позволяет сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах. Из-за высокой конкуренции стоимость может отличаться на 20-30, а то и 50%, рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин:
Почему магазины предлагают скидки? Идет конкуренция за покупателя. Жесткая конкуренция. На витрину выставляются дисконтные товары в надежде на то, что покупатель зайдёт, например, за какой-нибудь коробкой конфет, а заодно еще и мандаринчиков прихватит, шампанское и еще что-то. Такая потребительская цепная реакция.
Если обойти несколько магазинов и при покупке обратить внимание на ценники с дисконтом, то можно существенно сэкономить. Магазины предлагают скидки как на специализированные новогодние товары – например, шоколадных Дедов Морозов, – так и на другие позиции. Дешевле обычной стоимости можно приобрести бытовую технику, одежду или книги. Конечно, находятся те, кто любит «дурить» покупателей, пребывающих в приподнятом новогоднем настроении, но, по словам Владимира Ионкина, таких ритейлеров становится меньше:
«Бывают фейки, когда магазины сначала завышают цены, а потом понижают до прежнего уровня – вот вам скидка. Но сейчас такого обмана становится меньше. Глобальная сеть стимулирует к честности: человек заметит обман – оставит негативный отзыв в интернете, – кому это нужно? Те сети, которые дорожат своей репутацией, в такие игры не играют».
Самые выгодные акции – в первых числах января, говорят профучастники рынка. Магазины начинают реализовывать со скидками те сезонные товары, которые не удалось продать до Нового года. Можно с дисконтом в 50-70% приобрести набор ёлочных игрушек или тематические подарки. Если запланировать поздравительные визиты к друзьям и знакомым после новогодней ночи, можно существенно сэкономить бюджет и не залезать в долги.
Новогодний период – горячее время не только для магазинов, но и для банков. Финансовые организации используют праздничный потребительский бум в своих интересах: в кредитном сегменте запускаются специальные предложения и акции. Банки предлагают выпустить «мандариновые» кредитные карты на выгодных условиях, предлагают подарки при оформлении ипотечного займа и т.п. Специалисты компании «Домашние деньги» провели исследование и выяснили, что граждане России перед Новым годом в среднем берут кредит на сумму в 27-30 тысяч рублей:
Количество займов, которые выдаются в последние две недели года, возрастает в среднем на 30% по сравнению с другими месяцами. При этом около 20% кредитов граждане России берут для покупки подарков близким.
По данным ученых-социологов, чаще всего на кредитные деньги граждане России намерены купить косметику и парфюмерию – такой ответ дали 35% заемщиков. Каждый четвёртый респондент (25%) заявил о намерении купить в качестве новогоднего подарка смартфон. 15% присматриваются к приобретению бытовой техники.
Эксперты говорят: эта статистика наглядно демонстрирует особенности русского менталитета – чем дороже, тем лучше, в то время как за рубежом дорогие подарки на Новый год – моветон. Европейцы и американцы предпочитают дарить на Новый год и Рождество тематические подарки – свитер с оленями или тёплые носки. Эту тенденцию подметила психолог Ирина Акимова:
Наши соотечественники расценивают подарки в качестве проявления любви. Чем дороже презент, тем лучше отношение к конкретному человеку – и начинают скупать дорогие телефоны и бытовую технику, вещи, которые к празднику не имеют никакого отношения. Нужно ломать это представление и отказываться от дорогих подарков, тем более в кредит.
Специалисты говорят: лучшие подарки – те, что сделаны с душой, не обязательно тратить на них много денег. Это может быть шарф, связанный собственными руками, или собственноручно испечённое имбирное печенье. А вот в списке подарков, от которых лучше отказаться, – дезодорант, шампунь, колготки и лосьоны для бритья. Такие презенты в новогоднюю ночь положительные эмоции вряд ли принесут, а вот бюджет дарителя могут потрепать изрядно.
Источник: Царьград