Выборы в Грузии завершились победой Саломе Зурабишвили. Она более выгодный кандидат для России, чем «птенец гнезда Саакашвили» Григол Вашадзе. Хотя прогресса в российско-грузинских отношениях ожидать не стоит, потому что сохраняется проблема Южной Осетии и Грузии, а президент Грузии не обладает всей полнотой власти.

После изнурительной борьбы и второго тура выборов президента Грузии независимый кандидат Саломе Зурабишвили от партии «Грузинская мечта» одолела оппозиционера Григола Вашадзе. Зурабишвили набрала почти 60% голосов, ее соперник — чуть больше 40%.

Говоря о выборах в Грузии, надо понимать две вещи. Первое: пророссийских кандидатов здесь нет. И второе: грузинский президент имеет ограниченную власть.

После войны 2008 года Грузия взяла бесповоротный курс на сближение с ЕС и НАТО. И было бы наивно ожидать, что пока сохраняется проблема Южной Осетии и Абхазии, в Грузии победят «наши». Хотя справедливости ради надо отметить, что Зурабишвили — куда более удобный вариант для Москвы, чем Вашадзе. Она считает виновником августовской войны не Россию, а тогдашнее грузинское руководство. Из-за чего бывшую главу МИД порой обвиняют в том, что она — «путинский кандидат» и «работает на Россию». Зурабишвили выступает за сбалансированный подход в отношениях с Москвой и Западом, хотя позднее под общественно-политическим давлением она была вынуждена признать «агрессором» Россию.

Вашадзе

Г. Вашадзе

Что касается проигравшего Вашадзе, то это «птенец гнезда» Саакашвили, сторонник более решительного сближения с НАТО и ЕС. Вашадзе баллотировался от партии Саакашвили — «Единое национальное движение» — и является его близким другом. Так что грузины проголосовали не только за первую женщину-президента, но и против возврата к временам Саакашвили.

Грузинский политолог Гела Васадзе уверен, что выборы президента Грузии не отразятся на отношениях с Россией.

Для России победа Зурабишвили не значит ничего, ровно так же как и для всего остального мира. Для Грузии имело значение, какая политическая сила победит на этих выборах. А кто будет занимать символическое кресло президента, и где будет сидеть этот самый президент, никакого принципиального значения не имеет.

По мнению Васадзе, «отношения между Грузией и Россией будут развиваться как прежде».

«Между Грузией и Россией есть только две проблемы: Абхазия и так называемая Южная Осетия. Пока эти проблемы не будут решены, никаких кардинальных перемен не будет. Как только эти проблемы решатся, между Грузией и Россией установятся добрососедские, партнерские и очень теплые отношения», — поделился Васадзе в беседе.

Президент Фонда единения русского и грузинского народов, политолог Владимир Хомерики тоже сомневается в улучшении российско-грузинских отношений. «Что можно еще сказать об улучшении отношений России и Грузии? Здесь, конечно, сложно что-то говорить. Потому что, в принципе, оба кандидата в президенты были, мягко говоря, не положительно настроены в сторону России, и у них обоих прозападная ориентация. Так что ожидать особых прорывов в какой-нибудь внешней политике не стоит».

Грузия

«Кроме того, новый президент Грузии Саломе Зурабишвили — человек проевропейской ориентации, — отметил Хомерики в интервью. — Она все-таки, в отличие от Вашадзе, готова к диалогу с Россией, и это уже положительный момент. Я думаю, что в Грузии уже настал тот момент, и ее власти понимают, что грузинский народ, а это не менее 70% населения Грузии, хочет установить диалог с Россией, начать активное сотрудничество с ней уже не только в области экономики, но и в области социально-культурных, гуманитарных и прочих проектов».

И здесь единственная надежда на то, что и новый президент, и власти Грузии повернутся лицом к своему большому соседу, своему многовековому другу — России, которая была таковой и остается до сегодняшнего дня. И тогда начнется какой-то положительный диалог на высшем уровне, без которого дальнейшее продвижение наших отношений невозможно,

— заключил Хомерики.

Учитывая эти расклады, результаты выборов в Грузии можно считать удовлетворительными для России. Хотя при этом надо понимать, что Грузия переходит к парламентской форме правления, где президент практически ничего не решает.

Так что до 2020 года, то есть новых выборов в парламент, больших перемен ожидать не стоит.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *