27 ноября Конституционный суд РФ рассмотрел соглашение, которое устанавливает (или, по другой версии, изменяет) границу между Ингушетией и Чечней. Теперь судьям предстоит вынести вердикт о том, соответствует ли документ Конституции РФ. Ситуация щекотливая и юридически не простая. В Чечне считают, что решение принято «раз и навсегда», в Ингушетии население возмущено несправедливостью ситуации. Рассказываем об основных этапах этой истории, а также позициях сторон.
Митинг за отмену соглашения о границе между Ингушетией и Чечней
С чего все началось?
26 сентября главы Чечни и Ингушетии довольно внезапно подписали соглашение, устанавливающее административную границу между регионами. Сообщалось, что между республиками пройдет равноценный обмен нежилыми территориями. Ингушетии отойдут земли Надтеречного района Чечни, а Чечне — якобы равноценный участок Сунженского района Ингушетии. Предполагалось, что пограничных постов между республиками при этом не будет.
Главы Ингушетии и Чечни Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров
Зачем вообще понадобилось соглашение?
Граница между Чечней и Ингушетией не была четко определена с момента обретения республиками независимости, то есть с 1992 года. Территории Сунженского и Малгобекского районов часто служили причиной разногласий. Последний серьезный конфликт пришелся на 2012—2013 годы. Глава Чечни Рамзан Кадыров тогда заявил, что передача этих земель в ведение другой республики не была легитимной, так как они исторически являются территориями ЧР.
В Ингушетии ничего отдавать не собирались по тем же историческим причинам. На какое-то время конфликт утих. Но в сентябре этого года чеченские строители начали вести дорожные работы в Сунженском районе Ингушетии. Местные жители начали подозревать, что земли вот-вот будут отданы, и оказались правы.
Что происходило в Ингушетии?
25 сентября, накануне подписания соглашения, глава Сунженского района подал в отставку. Это привело к первым протестам в республике. Затем акции переместились в столицу республики — Магас. В день подписания соглашения там отключили интернет, въезд в город перекрыли.
Затем документ должны были ратифицировать парламенты обеих республик. В Ингушетии это произошло 4 октября. Утверждается, что 17 из 25 депутатов одобрили соглашение. До этого парламентарии заявляли об оказываемом на них давлении, а позднее вовсе сообщили о возможной фальсификации результатов.
Митинг за отмену соглашения о границе между Ингушетией и Чечней
К зданию парламента пришли несколько тысяч протестующих, они не захотели слушать главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Сотрудники правоохранительных органов открыли автоматный огонь в воздух, чтобы увести чиновника с площади. Вечером Евкуров подписал одобренный депутатами документ.
С этого же дня протестующие начинают на площади бессрочный митинг (он продлится до 31 октября). Они считают, что вопрос о границе необходимо вынести на референдум, а подписавший соглашение Евкуров должен уйти в отставку. Людей возмутило то, что земли, на которых в том числе находятся их родовые башни, решено передать другой республике кулуарно.
Кроме того, главу республики только 8 сентября переизбрали на третий срок, и в глазах общества «стихийное» соглашение с Чечней могло быть платой за этот пост. Были разговоры и о материальной ценности передаваемых земель.
Что происходило в Чечне?
Ничего. Чеченский парламент единогласно принял республиканский закон об установлении границы. Там никто не протестовал, что логично. По мнению чеченцев, они возвращают свое. Кадыров назвал вышедших на площадь ингушей «кучкой протестующих», которую надо посадить. Позднее он предложил активистам провести митинг в Чечне.
«Эта кучка, которая называет себя предводителями, если вы мужики — придите на мою территорию и сделайте там хотя бы один митинг. Если вы оттуда живыми уйдете — я тот, кем вы меня называете», — заявил он. Затем были истории с извинениями и вызовом на шариатский суд.
По мнению Кадырова, сейчас вопрос о границе закрыт. На новых территориях чеченцы планируют создать «один из крупных животноводческих центров республики», а также зону, привлекательную для туристов. От органов МВД Кадыров потребовал «задерживать и сажать» противников соглашения об установлении границы и «молодых людей, которые занимаются провоцирующими вещами».
Как реагировали в Кремле?
Особо не вмешивались. В самом начале конфликта в Кремле признали наличие «определенной напряженности» в процессе определения границы. После начала митингов в Магасе Владимир Путин рекомендовал главе Ингушетии не применять силу и «разговаривать с людьми». Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что коллизию с соглашением должны урегулировать юристы.
Какую роль сыграл Конституционный суд Ингушетии?
Конституционный суд Ингушетии еще до рассмотрения в парламенте потребовал, чтобы соглашение об установлении границы Ингушетии и Чечни рассмотрели на общереспубликанском референдуме. Но глава республики заявил, что референдум был возможен в случае изменения, а не установления границы.
По его мнению, Ингушетия и Чечня «не передавали, не отдавали, не уступали ни одного сантиметра земли» друг другу, то есть никакого изменения как будто не было. Тем временем соглашение о границе уже вступило в законную силу.
30 октября Конституционный суд Ингушетии признал закон о ратификации соглашения противоречащим республиканской конституции: мнение жителей не было учтено при решении территориальных вопросов, да и сам документ парламент принял с процедурными нарушениями. Глава Ингушетии заявил, что данное решение теперь должен проверить Конституционный суд РФ. С учетом актуальности вопроса запрос Евкурова было решено рассмотреть в ускоренном порядке.
Какие доводы были высказаны на суде 27 ноября?
Кадыров и Евкуров были приглашены в суд, но не приехали. Их интересы выражали адвокаты. Не приехал в КС РФ и председатель Конституционного суда Ингушетии. По его мнению, вопрос о местном законе относится к исключительной компетенции республиканского КС, поэтому «не может быть предметом рассмотрения» федерального суда.
Позиция главы Ингушетии Евкурова: вопрос о неконституционности соглашения не входит в компетенцию республиканского КС. Оценивать республиканский закон, а, следовательно, и соглашение может только Конституционный Суд РФ, потому что речь идет не о внутренних делах, а о двух субъектах. Тем более, что речи об изменении границы нет.
«Границы установлены впервые за 26 лет. Не может быть изменено то, что никогда не было установлено, следовательно, ссылки на законы об изменении территориальных границ не должны учитываться. Требования учитывать мнение жителей при установлении границ не существует. Провести референдум невозможно, так как нельзя ответить „да“ или „нет“ на вопрос о том, где проходит граница», — рассказал адвокат Александр Орлов.
Позиция главы Чечни Кадырова: полностью поддерживает позицию Евкурова, «долгожданное» соглашение о границе соответствует Конституции РФ.
«Достигнутая договоренность полностью соответствует историческим фактам и сложившимся на данный момент реалиям. К работе комиссии по прохождению границы были привлечены как хозяйствующие субъекты, так и местные жители. Каждый, кто хотел, мог высказаться. Спорных ситуаций не возникало», — сообщил в суде председатель парламента Чеченской республики Магомед Даудов. Он также отметил, что «эта территория всегда была, есть и будет исконно чеченской землей».
Пришедшие на заседание суда старейшины заявляли, что спорная территория ранее «никем не осваивалась и не благоустраивалась» до того момента, как чеченские власти начали на ней работу. По их мнению, ничего особо не меняется, так как де-факто подобная граница существовала давно, поэтому «более справедливого решения» они не видят. Многие подчеркивали политическую волю, проявленную главами республик в вопросе.
Позиция ингушской оппозиции (некоторые депутаты и общественники): Соглашение было принято главами республик без обсуждения и готовилось «в атмосфере секретности».
Многие узнали о нем только в день подписания. При принятии ратифицирующего его закона в парламенте было допущено много процессуальных нарушений (документ «в нервной обстановке» сразу приняли в трех чтениях). А после депутаты и вовсе обнаружили, что итоги тайного голосования могут быть сфальсифицированы. Соглашение они называют антинародным и антиконституционным.
Экс-глава МВД Ингушетии и сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа Ахмет Погоров заявил, что «без учета мнения населения Чечне собираются передать около 34 тыс. га земли, что составляет примерно 10% территории Республики Ингушетия». «Ингушский народ никогда не согласится на отторжение части своей территории и оставляет за собой право отстаивать это всеми законными способами», — заявил он.
Позиция федеральных властей РФ: соглашение принято в полном соответствии с законами и соответствует Конституции РФ.
«Конституционный суд Ингушетии имеет право рассматривать только соглашения, которые еще не вступили в силу. В данном случае превышение полномочий КС Ингушетии очевидно», — сообщил представитель Совета Федерации Андрей Клишас.
Когда Конституционный суд РФ примет решение?
Точно неизвестно. Может быть, завтра. Так бывало, когда вопрос требовал срочного решения. Но обычно КС оглашает вердикт в течение месяца.