В Конституционном суде начались слушания по делу об административной границе между Чечней и Ингушетией. Главы двух республик, Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров, попросили КС РФ подтвердить конституционность подписанного ими договора о госгранице.

В Конституционном суде РФ начались слушания по поводу законности утверждения границы между Ингушетией и Чечней соглашением, которое власти двух республик заключили в сентябре 2018 года.

Административная граница между регионами не была четко зафиксирована с тех пор, как распалась Чечено-Ингушская АССР. Соглашение, подписанное Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым, было ратифицировано парламентами обеих республик и стало обязательным 16 октября.

Однако группа депутатов ингушского парламента не согласилась с этим и обратилась в Конституционный суд Ингушетии, который признал региональный закон и процедуру его принятия незаконными, указав, что без проведения референдума соглашение не порождает правовых последствий.

Поэтому адвокаты Евкурова и Кадырова обратились в Конституционный суд страны с просьбой подтвердить конституционность документа. Представитель ингушского лидера Александр Орлов и адвокат главы Чечни Гаиб Берсункаев, представляющие республики в КС РФ, высказали в комментарии журналистам солидарную позицию: в разбирательстве должна быть поставлена точка, а строительство российского федерализма – полностью завершено.

«Позиция проста – соглашение установило [административную] границу, до этого 26 лет ее просто не было, в связи с этим какие-то утверждения, что граница изменена, – они не соответствуют действительности. Мы просим признать соглашение об установлении границ и закон об утверждении этого соглашения конституционными», – цитирует слова Орлова ТАСС.

«Мы сегодня имеем уникальный случай в практике российского федерализма, когда два субъекта РФ 26 лет не имели между собой административной границы, мы очень долго шли к этому моменту, но наконец факт совершился, достигнуто соглашение по вопросам линии прохождения границы, этот вопрос нам представляется решенным», – поддержал коллегу Берсункаев.

Главы Ингушетии и Чечни Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров

 

Как передает «Росбалт», заседание Конституционного суда проходит в открытом режиме, однако меры безопасности у здания суда усилены. Судьей-докладчиком стал зампредседателя КС РФ Сергей Маврин.

Судьям предстоит выслушать представителей двух республик, также было решено пригласить к обсуждению представителей Госдумы, Совфеда и президента России.

На прошлой неделе стало известно, что представители живущего на границе Чечни и Ингушетии тейпа (рода) Орстхой собираются отправить на суд своих представителей.

«Мы со времен распада Чечено-Ингушской АССР отстаивали эти земли, предостерегая и ингушей, и чеченцев от конфликтов и споров, были разводящими в спорных ситуациях и открытых стычках. Огромная просьба к тем, кто спекулирует на этой теме, не обострять ситуацию и признать соглашение о границе законным»,  – пояснил обеспокоенность орстхойцев представитель тейпа Харон Цечоев.

 

«Понимаете, это живые люди»

Надо сказать, с предостережением к тем, что пытается «раскачать» ситуацию, выступал и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Он обратил внимание на тот факт, что определенные силы пытаются представить республику зоной конфликта последние полтора года. Особенно в этом заинтересованы несколько оппозиционно настроенных общественных организаций.

«Никто из них не хочет слушать доводы руководства республики, правительства, правительственной комиссии, которая работала по границе. И доводы тех министров, которые внятно, четко объясняют всем, что мы ничего не потеряли и никому ничего не отдавали. Цифры, о которых пишут (якобы мы отдали 30 тысяч гектаров), – это вранье чистой воды. Они рисуют карты и развешивают их в районе митингов, вспоминая данные столетней давности, и еще больше распаляют жителей», – говорил Евкуров в интервью.

Акция протеста в Ингушетии против новой административной границы с Чечней

 

Он напомнил, что некоторые из активистов предлагают проводить границу между регионами по 1934 года, меняя подчинение почти половины Сунженского района нынешней Ингушетии. Другие ссылаются на положение дел в 1929 году, в этом случае передел затрагивает несколько населенных пунктов Чеченской Республики.

«Понимаете, это живые люди, которые, даже если бы у нас возникло желание подписать документ в таком виде, не согласятся, и там будет братоубийственная война. Поэтому, конечно, мы это все соизмерили и показали. У кого больше правды – тут не разберет никто. Сейчас кто-то говорит, что нужно выйти на шариатский суд. Но, во-первых, мы – светское государство. Во-вторых, даже если выйти на шариатский суд, еще неизвестно, кто победит. Тоже опасная игра. И потом, если мы через шариатский суд делим границы, о каком добрососедстве может вообще идти речь? И мы пришли к выводу, что границу определим по 1990 году. Почему? Потому что предыдущие руководители, и с нашей, и с чеченской стороны, тоже по умолчанию жили именно по устоявшимся в девяностых границам. Другого варианта уже не было и не могло быть. Кроме как кровопролитие. Страшные слова, конечно, но по-другому никто землю не уступит друг другу», – настаивает политик.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *