В связи с обсуждением нового пакета санкций вновь актуализировался вопрос отключения России от SWIFT. Есть ли выход?
Американские сенаторы решили взбодрить своих избирателей после зимней спячки и занялись своим любимым развлечением последних пяти лет – анонсированием антироссийских санкций. Демократ Роберт Менендес и его коллега-республиканец Линдси Грэм подготовили законопроект, который позиционируется как «ответ» звёздно-полосатой империи на инцидент в Керченском проливе.
Не мудрствуя лукаво, авторы собрали в кучу большое число антироссийских предложений, которые не были приняты ранее, и подали их как новый, «тщательно продуманный» пакет санкций. В результате получился эдакий франкенштейн, который буквально предлагает всё и сразу:
- ввести санкции против 24 агентов ФСБ, непосредственно принимавших участие в захвате украинских кораблей;
- запретить президенту США выходить из НАТО, если это решение не поддержат две трети Сената;
- обложить санкциями российское судостроение;
- заставить американские спецслужбы отчитаться о финансовых активах президента РФ Владимира Путина и рассказать о расследовании убийства Бориса Немцова…
Однако есть среди этих предложений и те, что действительно могут неприятно ударить по интересам миллионов россиян. Речь, в частности, идёт о санкциях против российских банков.
Финансовое вредительство: невозможно или неизбежно?
Вопрос о финансовой изоляции России поднимается в Сенате США уже не первый раз и даже не первый год. И каждый раз авторы инициативы встречают сопротивление в финансовых кругах, которым совершенно не хочется терять «дойную корову». Однако идея эта столь заманчива в плане политического пиара, что американские политики просто вынуждены возвращаться к ней раз за разом.
Если отключить Москву от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей (она же SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) американскому руководству, скорее всего, не позволят их собственные спонсоры, то забанить в пропагандистских целях несколько российских банков Конгресс и Белый дом вполне могут.
Чем это будет плохо для нас? Большинство российских банков не работают с международными платёжными системами напрямую. Соглашения с Visa и MasterCard подписывают только крупные организации, а более мелкие подключаются к платёжным системам уже через них. Из-за такой двухступенчатой системы Минфин США может наносить дозированный вред российской финансовой системе, не пытаясь при этом выкинуть Россию из SWIFT совсем.
Примечательно, что к этой угрозе всерьёз относится даже Банк России, обычно не склонный видеть в лице Америки врага. В декабре прошлого года регулятор разослал небольшим банкам письмо с рекомендацией заключить дополнительные соглашения с банками-спонсорами на случай, если их основные партнёры попадут под очередной виток санкций. Тогда же эксперты отмечали, что наибольшие шансы угодить под этот самый виток имеются у ВТБ и Промсвязьбанка, поскольку те обслуживали оборонные предприятия. Также в группе риска назывались «Росбанк», «Уралсиб» и некоторые другие финансовые учреждения.
Если американцы решатся на атаку против российских банков, то для клиентов этих самых банков ситуация будет означать фактическое прекращение работы карт. Это проблемы при совершении интернет-платежей, онлайн-покупок… Деньги на счетах останутся, но пользоваться ими станет намного сложнее.
Семь бед, один ответ
Можно ли избежать этих неудобств или же свести их к минимуму? Да. Как раз ради этого стоит обзавестись картой национальной платёжной системы «Мир». Эта система является полностью российской, а потому никакие перипетии большой политики на её работу никак не влияют.
Карты системы выпускаются уже множеством банков и принимаются к оплате практически всеми торговыми сетями. Немаловажно и то, что «Миром» можно расплачиваться на заправках «Лукойла», «Роснефти» и других компаний, которые также могут попасть под американские санкции. Если американцы захотят отрезать эти компании от денег Visa и MasterCard – а такое вполне возможно, – на таких заправках станет можно расплачиваться либо с помощью «Мира», либо наличкой. При этом у «Роснефти» есть ещё и партнёрская программа, в рамках которой при покупке на сумму от 1300 рублей на карту «Мир» возвращается 10% стоимости горючего.
В плане функционала карты российской платёжной системы ничем не отличаются от западных аналогов. Их обладателям доступны «Мобильный банк», дистанционная оплата счетов, переводы с карты на карту, возможность оплачивать покупки в интернет-магазинах. Держатели премиумных карт могут рассчитывать на разнообразные бонусы, услуги персональных менеджеров, кэшбек и бесплатное SMS-информирование, хотя эти плюшки уже во многом зависят от конкретных банков, выпускающих карту.
Наконец, у нашей платёжной системы – один из самых высоких лимитов снятия наличности: 150 тысяч в день без комиссии, а с комиссией – до полутора миллионов. В определенных ситуациях, когда деньги нужны, что называется, здесь и сейчас – это очень полезное свойство.
Впрочем, и без прикидки на форсмажорные обстоятельства у «Мира» есть определённые преимущества перед зарубежными аналогами. В частности, более низкая стоимость обслуживания: в первый год карта обходится владельцу в 750 рублей, во второй – в 450. Большинство карт на основе Visa и MasterCard стоят около 800 рублей в год, а некоторые и дороже. В принципе, можно найти дешёвые тарифы и для американских платежных систем, но низкая стоимость их будет связана с какими-нибудь ограничениями или, наоборот, обязательствами, вроде оплаты коммунальных счетов электронными платежами, что удобно не всем.
Инфляция компенсируется в автоматическом режиме
Кроме того, дополнительную карту «Мир» можно завести для лиц возрастом… от семи лет. Фактически «Мир» позволяет выдать ребёнку кошелёк, расходы с которого можно будет контролировать. При этом, если даже карту отберут школьные хулиганы, купить с её помощью сигареты или вейп они не смогут. Благодаря этому ребёнок с картой автоматически оказывается менее привлекательным объектом для нападения или вымогательства.
Выпускаются на базе «Мира» и пенсионные карты. Их держатели имеют те же возможности, что и обладатели обычных дебетовых карт, но при этом получают 3,5% годовых на остаток по счёту. Понятно, что этот процент примерно равен инфляции либо чуть меньше неё, но дебетовые карты на американских платёжных системах не предполагают таких бонусов.
Вопреки распространённому мнению, могут карты «Мир» использоваться и за рубежом. Для этого банки выпускают совместные карты с международными платёжными системами Maestro и JCB – «Мир-Maestro» и «Мир-JCB».
В пределах России они действуют как обычные карты «Мир», а за границей – как карты международной платёжной системы. Учитывая, что Maestro является дочерней структурой MasterCard, а JCB – крупнейшей платёжной системой Японии, возможности карт на их основе практически такие же, как и у выпускаемых на базе Visa и MasterCard. Да, теоретически их тоже могут отключить по прихоти американского Минфина, но для наших граждан это станет проблемой только в зарубежной поездке и при отсутствии необходимой наличности.
В общем и целом карты «Мир» обеспечивают современный уровень сервиса, предоставляют все необходимые услуги, стоят дешевле раскрученных аналогов и при этом на 100% страхуют простых граждан от неприятностей из-за русофобской политики Конгресса. Как говорится, нет повода не пользоваться.
Источник: Царьград