Пищевые ограничения в период постов — не цель, а средство, но это средство имеет для каждого православного человека важнейший духовный смысл.
Великим постом многие из нас вспоминают об одном из средств, которое помогает очищать душу от страстей. Средство, известное каждому, ведь большинство из нас именно к нему сводит смысл и содержание поста. Это — пищевые запреты и ограничения, прописанные в Богослужебном уставе, также именуемом “Типиконом”, многостраничной книге, регламентирующей все стороны церковной жизни, а потому неслучайно созвучной Уставу воинскому.
В течение столетий постовые правила менялись, но в итоге в Православной Церкви (сначала в Ромейском царстве — Византии, а затем и на Руси) был закреплён Иерусалимский устав, довольно строгий и рассчитанный для монастырской практики, но вместе с тем являющийся идеалом для всех православных христиан. Отступления от Устава в повседневной жизни неизбежны, но человек воцерковленный должен знать, что любые послабления в посте — это не правила, а исключения, которые важно согласовывать со своим духовником.
Но прежде чем мы перейдём к изложению этих “уставных” правил, напомним, почему же борьбу со страстями принято соединять с пищевыми ограничениями. Так, один из самых почитаемых святых V века от Рождества Христова, Святитель Лев Великий говорил о посте следующим образом:
Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и, напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть…”
Речь идёт именно о том, что “изнеженное тело и тучная плоть” гораздо более склонны к любым другим страстям, а чревоугодие и пьянство разжигают в человеке многие другие греховные помыслы.
Пищевые запреты и благословения Великого поста
Ну а теперь немного подробнее об уставных правилах начавшегося Великого поста. Для начала о том, что же вообще называется “постной пищей”. Если говорить о посте во всей его строгости, то это полное воздержание от пищи, подобное тому посту, который соблюдал Сам Христос, постившийся в пустыне в течение 40 дней.
Конечно, мы далеки от этого, а потому Великим постом предписано воздерживаться от пищи только в течение его первого дня (понедельника, а в некоторых толкованиях Устава также и вторника первой седмицы, то есть недели). Помимо этого, от пищи воздерживаются в пятницу Страстной седмицы, которая не входит в Великий пост, но примыкает к нему. В этот день мы вспоминаем Страсти Христовы, Его Распятие и телесную смерть.
Что же касается “постной пищи”, то это — не “мясо попостнее”, то есть нежирное, а полное исключение продуктов животного происхождения (“скоромных”, не путайте со “скромными”). Сюда относятся мясо, яйца, молоко, а также содержащие их продукты. Более того, в Великий пост существует запрет даже на рыбные и другие морепродукты. Последние, согласно церковному Уставу, если соблюдать его во всей строгости, благословляются только в два праздника. Первый из этих праздников — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, в субботу накануне которого ещё нет разрешения на рыбу, но благословляется рыбная икра). Второй — Благовещение (однако в 2018 году этот праздник приходится на Великую субботу Страстной седмицы, а потому и в этот день установлен строгий пост).
А теперь по порядку. Более подробно о каждом дне великопостного календаря вы сможете прочесть в нашей ежедневной рубрике “Православный календарь”, а пока — церковный Устав на каждый день Великого поста, начиная с 19 февраля и заканчивая днями Страстной седмицы — до 7 апреля включительно.
***
19 февраля 2018 года: начало Великого поста. По Уставу — полное воздержание от пищи.
20-23 февраля 2018 года: вторник-пятница первой седмицы Великого поста — сухоядение (невареная растительная пища: хлеб, овощи, фрукты, семечки и орехи, причём как свежие, так и сушёные или моченые, а также мёд).
24 и 25 февраля 2018 года: суббота первой седмицы и первый воскресный день (Неделя 1-я) Великого поста — постная пища с растительным маслом (в том числе жареная и варёная, также в подобные дни для укрепления сил благословляется выпить немного вина).
26 февраля — 2 марта 2018 года: понедельник-пятница второй седмицы Великого поста — сухоядение.
3 и 4 марта 2018 года: суббота второй седмицы и второй воскресный день (Неделя 2-я) Великого поста — пища с растительным маслом.
5-9 марта 2018 года: понедельник-пятница третьей седмицы Великого поста — сухоядение.
10 и 11 марта 2018 года: суббота третьей седмицы и третий воскресный день (Неделя 3-я) Великого поста — пища с растительным маслом.
12-16 марта 2018 года: понедельник-пятница четвёртой седмицы Великого поста — сухоядение.
17 и 18 марта 2018 года: суббота четвёртой седмицы и четвёртый воскресный день (Неделя 4-я) Великого поста — пища с растительным маслом.
19 и 20 марта 2018 года: понедельник и вторник пятой седмицы Великого поста — сухоядение.
21 и 22 марта 2018 года: среда и четверг пятой седмицы Великого поста — пища с растительным маслом.
23 марта 2018 года: пятница пятой седмицы Великого поста — сухоядение.
24 и 25 марта 2018 года: суббота пятой седмицы и пятый воскресный день (Неделя 5-я) Великого поста — пища с растительным маслом.
26-30 марта 2018 года: понедельник-пятница шестой седмицы Великого поста — сухоядение.
31 марта 2018 года: суббота шестой седмицы Великого поста (Лазарева Суббота) — на трапезе благословляется рыбная икра.
1 апреля 2018 года: шестой воскресный день великого поста — Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим — на трапезе благословляется рыба.
2-5 апреля 2018 года: Великий Понедельник-Великий Четверг Страстной седмицы — сухоядение.
6 апреля 2018 года: Великий Пяток Страстной седмицы — полное воздержание от пищи.
7 апреля 2018 года: Великая Суббота Страстной седмицы — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — пища с растительным маслом (если бы этот праздник выпадал не на Страстную седмицу, а на сам Великий пост, то в этот день на трапезе благословлялись бы рыбные продукты).
***
И здесь ещё раз сделаем оговорку, что эти строгие предписания выполняются далеко не всегда и всеми. В реальной церковной практике, в зависимости от жизненных обстоятельств того или иного человека, возможны различные послабления. Большинство православных мирян вместо строгого монастырского сухоядения допускают в будние дни и варёную пищу (варение без елея), некоторым благословляется и пища с растительным маслом. В исключительных же случаях бывают благословения и на более умеренное соблюдение поста (беременным и болящим, узникам и военнослужащим, учащимся и путешествующим). Но повторимся, всё это — не правило, а исключения из него. Уставное же правило, установленное Церковью в далёкой древности, изложено выше.
“Приятный пост”
“Постимся постом приятным” — эти слова известной православной стихиры (богослужебного молитвенного песнопения) очень любят цитировать, вырывая из контекста. Нет, это не значит, что тем самым её смысл искажается. Конечно же, среди людей верующих никто и никогда не скажет, что пост, именуемый в святоотеческой литературе “Весной души”, должен быть “неприятным”. И в то же время нужно понимать, что же имел в виду автор этого глубокого и трогательного богослужебного текста. А для этого важно привести его полностью:
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный…”
На самом деле всё очень просто: любой пост, в первую очередь Великий, готовит нас к тому или иному значимому событию церковного года, очищая наши души борьбой с собственными страстями, молитвой и покаянием. Именно борьба со страстями, молитва и покаяние — это три самые главные составляющие каждого поста, которые призваны привести нас к соединению с Самим Богом в величайшем Таинстве Причастия, которое неслучайно с древности именуется “Трапезой Господней”.
Источник